11.04.2016  

Строительство метрополитена

Программа развития подземки предусматривает увеличение ее протяженности в полтора раза, при этом доля населения города, не имевшая прежде доступа к метро, сократится вдвое.

За прошедшее пятилетие удалось в полтора раза увеличить темпы строительства метро по сравнению с предыдущей пятилеткой, в Москве появилось более 34 км новых линий, 18 станций и 4 депо. «По скорости строительства и объемам работ в метро Москва является одним из мировых лидеров. При этом высокие темпы метростроения не сказываются на качестве работ», — подчеркнул глава Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин.
В 2015 году завершено строительство двухсотой по счету в московском метро станции «Саларьево» Сокольнической линии. Ввод новых станций позволил более равномерно распределить пассажиропоток. К примеру, новой станцией «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии в будние дни пользуются 35-40 тыс. человек, а в выходные дни — 20-25 тыс. человек — в итоге пассажиропоток станции «Жулебино» снизился на 11 тыс. человек в сутки, а на станции «Кузьминки», куда традиционно прибывали маршрутки из-за МКАД, — на 9 тыс. человек.



За прошедший год сформирован серьезный задел на программу ближайших лет — в стройке находятся более 60 км линий, 35 станций и 5 депо. На строительстве московского метро задействованы около 20 тоннелепроходческих комплексов, 35 тысяч проектировщиков, инженеров и рабочих. В 2016 году планируется ввести в эксплуатацию не менее 24 км линий и открыть 12 станций. Среди объектов нынешнего года — участок Люблинско-Дмитровской линии (станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская»), участок Калининско-Солнцевской линии (станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки»), станция «Ховрино» Замоскворецкой линии метро и первый участок Второго кольца метро (станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк»).
В октябре 2015 года принята Адресная инвестиционная программа на ближайшие три года в размере более 1,5 трлн рублей, из которых 70% пойдет на развитие транспортной инфраструктуры города. Более половины расходов на транспортное строительство выделяется именно на строительство метро — порядка 620 миллиардов рублей. По словам главы Стройкомплекса Марата Хуснуллина, финансовые ресурсы, а также огромный строительный задел, созданный за последние годы, позволит, начиная с этого года, в течение трех лет вводить в эксплуатацию по 20 километров линий метро ежегодно.
Генеральной подрядной организацией по строительству объектов московского метрополитена является АО «Мосинжпроект».

Московскому метро — 80 лет!
Москвичи впервые воспользовались столичным метро 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут длинной 11,6 км вел от станции «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению — до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 уникально оформленных станций-дворцов гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра. За 80 лет московский метрополитен превратился в основной и самый любимый горожанами транспорт, количество станций выросло в 15 раз, а протяженность линий — в 30 раз. Символично, что празднование юбилея московской подземки совпало с тем временем, когда полным ходом реализуется масштабная программа развития метрополитена.

В день рождения московского метро состоялся парад поездов, историческая выставка ретро-вагонов метрополитена, городской фестиваль в парке Сокольники, торжественный запуск юбилейного поезда-музея, в котором каждый вагон был посвящен одному из десятилетий истории метро. В честь юбилея знаменитые актеры, музыканты и деятели культуры на месяц стали дикторами московской подземки. Для любителей метро проводилась мобильная квест-игра и конкурс на дизайн покраски состава метро: из 1200 работ народное голосование и члены жюри выбрали один из самых ярких вариантов, который был воплощен и представлен на суд публики 21 мая 2015 года.

«Котельники»
Строительство новой конечной станции на юго-востоке Таганско-Краснопресненской линии началось в конце 2012 года. Станция имеет уникальное расположение на границе двух регионов — один ее вестибюль выходит в Москву, на Новорязанское шоссе, улицу Привольную и Маршала Полубоярова, а второй — в район Опытного поля подмосковных Котельников.
«Котельники» — одна из самых светлых станций столичной подземки: она освещается яркими и в то же время экономными светодиодами, которые дают эффект дневного освещения. Стены станции отделаны мрамором, колонны облицованы нержавеющей сталью, а пол выложен красным гранитом.



Открытие «Котельников» в сентябре 2015 года позволило равномернее распределить пассажиров на последних станциях линии, снять нагрузку с «Выхино», «Жулебино» и «Кузьминок» и уменьшить автомобильный трафик в районе Выхино-Жулебино и на юго-востоке Подмосковья. Время в пути для жителей близлежащих к метро районов сократилось в среднем на полчаса. По расчетам специалистов, с открытием «Котельников» пассажиропоток на станции «Кузьминки» снизился на 9 тыс. человек, «Выхино» — на 5,2 тыс. человек, «Жулебино» — порядка 11 тыс. человек в сутки. Опросы показали, что порядка 40% пассажиров пользуются новой станцией, отказавшись от поездки на личном автомобиле. «Котельники» — современная станция, способная принимать до 200 тысяч пассажиров ежедневно.
«Мы на этом не останавливаемся, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин на торжественном открытии станции. — Параллельно строится ветка метро в Кожухово, которая будет введена в течение ближайших двух лет».
Рядом со станцией «Котельники» через несколько лет появится крупный транспортно-пересадочный узел, добавил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Станция «Котельники» открылась для пассажирского движения 21 сентября 2015 года.

«Технопарк»
Станцию «Технопарк» начали строить в конце 2013 года. Она расположена на Замоскворецкой линии между станциями «Автозаводская» и «Коломенская». Особенностью работ было возведение станции без остановки движения поездов — стройка велась в так называемые «технологические окна», по ночам, когда в метро нет пассажиров.
«Технопарк» — наземная станция берегового типа: платформы расположены по бокам, а поезда проходят посередине. Длина платформы — 163 м, ширина — 4,5 м. Перейти с одной платформы на другую можно через верхний этаж трехуровневого северного вестибюля, оснащенного тремя эскалаторами и лифтами. Входы и выходы из него расположены со стороны проспекта Андропова и бизнес-парка «Нагатино-Айлэнд». Южный вестибюль служит эвакуационным выходом, его введут в эксплуатацию позднее.



Стеклянный купол, или так называемый «зенитный фонарь», сделал станцию светлой и воздушной. Благодаря естественному освещению станция потребляет меньше электроэнергии. Стены внутри и снаружи отделаны алюминиевыми панелями.
«Технопарк» рассчитан на обслуживание 20 тысяч человек в час. В перспективе на базе этой станции планируется создать транспортно-пересадочный узел, создав комфортную пассажирскую зону для пересадки на метро и другие виды общественного транспорта. Это позволит организовать удобный подход к будущему детскому парку развлечений «Остров мечты» и сделает комфортным пользование общественным транспортом для жителей нового района, который сейчас активно возводится в бывшей промзоне «ЗИЛ».
Станция «Технопарк» открылась для пассажирского движения 28 декабря 2015 года.

«Румянцево»
Станция «Румянцево» работает на новом участке Сокольнической линии, проложенном в Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО). Станция расположена вдоль Киевского шоссе, вблизи одноименного бизнес-парка. Она построена для обслуживания не только работников и посетителей офисного центра, но и жителей ближайших районов, включая Солнцево и Ново-Переделкино. Станцией могут воспользоваться порядка 70 тысяч человек в сутки. Открытие «Румянцево» улучшило транспортную ситуацию на юго-западе Москвы, разгрузив станцию «Юго-Западная» и дороги вблизи нее. С открытием «Румянцево» поездка из ТиНАО в центр Москвы («Охотный ряд») занимает всего 30 минут.



«Румянцево» — трехпролетная станция мелкого заложения, с островными платформами, традиционными для московской подземки. Она одна из самых ярких в московском метро, стены станционного зала украшает геометрический рисунок из стеклянных витражей, выполненных по мотивам картин голландского художника-абстракциониста Пита Мондриана. Колонны отделаны металлокерамикой, полы выложены гранитом, стены вестибюля выполнены из мраморных и композитных панелей.
Еще одной «изюминкой» станции стала ее двухъярусная конструкция. Платформа длиной 162 метра находится на первом этаже, на втором этаже расположены кассовый зал и служебные помещения. Станция имеет два вестибюля, четыре лифта и шесть эскалаторов.
Основные строительные работы на станции «Румянцево» завершены 31 декабря 2015 года.
Пассажирское движение запущено 18 января 2016 года.

«Саларьево»
Станция «Саларьево» стала двухсотой по счету в московском метро. Станция построена в ТиНАО на территории одноименной деревни, с южной стороны Киевского шоссе между станцией «Румянцево» и электродепо «Саларьево». Она стала новой конечной станцией на Сокольнической ветке метро. В будущем у станции планируется построить крупный транспортно-пересадочный узел для пересадки на междугородний, городской и пригородный общественный транспорт. Уже сейчас вблизи станции метро оборудовали парковку почти на тысячу мест — автомобилисты из «новой Москвы» и Подмосковья могут оставить здесь личный транспорт и ехать в центр города на метро.



«Саларьево» — трехпролетная станция мелкого заложения с островной платформой и двумя подземными вестибюлями, соединенными с платформенным участком станции двумя лестничными сходами. На станции работает 4 эскалатора и 4 лифта для маломобильных пассажиров. У первой двери первого вагона с каждой стороны имеется посадочная площадка для инвалидов-колясочников.
Потолок станции выполнен в виде «зенитного фонаря», «заливающего» станцию равномерным дневным светом. Интерьеры станции — в стиле конструктивизма. Стены, потолок, колонны и пол разбиты на условные «квадраты» разного цвета. Стены около путей украшают витражи из цветного стекла.
Запуск нового участка Сокольнической линии помогает разгрузить Киевское шоссе, проспект Вернадского, а также метро «Юго-Западная» и более равномерно перераспределить пассажиропотоки на юго-западе столицы. Будущим ТПУ и станцией метро «Саларьево» смогут пользоваться жители поселений Мосрентген, Московский и Сосенское «новой Москвы», а также весь транзитный пассажиропоток, который следует из области в столицу.
Основные строительные работы на станции «Саларьево» завершены 31 декабря 2015 года.
Пассажирское движение запущено 15 февраля 2016 года.

Большой ТПМК для московской подземки
В 2015 году Москва закупила тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) большого диаметра — он необходим для строительства двухпутных тоннелей на Кожуховской линии и участках Второго кольца метро по так называемому «мадридскому методу». Он предполагает возведение двухпутных тоннелей большого диаметра при помощи 10-метрового ТПМК. Это позволит строить станции с двумя боковыми платформами.
Строительство двухпутных тоннелей имеет ряд преимуществ: щит проходит весь участок без обязательной разборки перед каждой станцией, на сооружение тоннеля требуется меньше времени, персонала и оборудования по сравнению со строительством двух однопутных тоннелей, он более удобен в обслуживании.
Щит изготовлен на заводе «Херренкнехт». Обслуживанием щита будут заниматься прошедшие стажировку сотрудники компании «Мосинжпроект», являющейся генеральной подрядной организацией по строительству объектов московского метрополитена. 10-метровый щит начнет свою работу летом 2016 года. Это будет самый большой тоннелепроходческий комплекс из работающих в Москве.

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марс Газизуллин: «Парк «Зарядь...
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин — о ходе строительст...
 
Москва спортивная
Москва является одним из признанных центров спорта не только в Европе, но и...
 
Объекты истории и культуры: ре...
На церемонии награждения победителей конкурса «Московская реставрация-2015»...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”