Оценивая перспективы

Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли вопросы.

Кризисные явления в экономике не обошли стороной строительную отрасль Москвы, однако катастрофического падения, о котором так много говорили эксперты-пессимисты, не произошло. Об этом свидетельствуют как данные свежих исследований рынка, так и мнения руководителей строительных организаций, звучавшие на профильных круглых столах и конференциях. Немалую роль здесь сыграли меры по снижению административных барьеров, своевременно реализованные Стройкомплексом Москвы.
Весной этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди руководителей столичных строительных компаний. В исследовании приняли участие представители организаций, специализирующихся на строительстве гражданских и социальных объектов, коммерческой недвижимости и транспортной инфраструктуры.
Среди наиболее острых проблем участники рынка, в первую очередь, выделяют снижение объема заказов и инвестиций, рост цен на материалы и энергоресурсы, высокие процентные ставки по кредитам и недоступность долгосрочного кредитования. Такие факторы, как недобросовестная конкуренция и административные барьеры, хотя и не попали в первую тройку проблем, все же продолжают оказывать негативное влияние на строительный бизнес.
Исследование показало, что большинство руководителей с оптимизмом смотрят на будущее своих компаний. Так, более половины участников опроса считают, что в краткосрочной перспективе их предприятия смогут либо удержать свои позиции на рынке, либо даже улучшить. Впрочем, кризисные явления в экономике не обошли стороной столичных строителей. Ухудшение ситуации с кредитованием, рост стоимости материалов и снижение покупательской способности населения серьезно тормозят развитие отрасли. Одним из главных опасений для участников рынка становится неопределенность, руководители строительных компаний опасаются разрастания текущих трудностей до более глобального уровня.
В ходе обсуждения ситуации экспертам было предложено выделить комплекс антикризисных мер, способных оказать положительное влияние на конкурентоспособность столичных строительных компаний. Наибольшее влияние на решение данной проблемы, по их мнению, могут оказать такие меры государственного регулирования, как снижение налоговых ставок и введение налоговых льгот (16%), обеспечение доступа к средне- и долгосрочному кредитованию проектов (14,1%), стабилизация финансово-экономической политики (14%), а также устранение административных барьеров в строительстве (12,8%).

Одним из важнейших вопросов исследований является изучение факторов ограничения и стимулирования в строительной сфере. К категории ограничителей развития руководители относят такие экономические параметры, как недостаток заказов на работы (79,1%), высокие процентные ставки по кредитам/недоступность долгосрочных кредитов (67,8%), малый объем собственных финансовых средств (65,1%). Основным стимулом развития организации руководители видят возможность создания и внедрения инновационных технологий в строительной сфере.
Важным фактором привлечения застройщиков в мегаполис являются финансовые условия и доступные финансовые инструменты (кредиты, инвестиции). Согласно исследованию, в отношении кредитных средств позиция экспертов неоднозначна. У одних компаний отсутствует настоятельная потребность в привлечении долгосрочных кредитов, другие отмечают, что уровень доступности кредитных средств находится на невысоком уровне. В отношении долгосрочных инвестиций наблюдается схожая картина: доступность таких финансовых поступлений оценивается как маловероятная. Около трети экспертов считают, что данные финансовые инструменты недоступны в их бизнесе. 
Отдельный вопрос в проведенном исследовании был посвящен проблемам административного регулирования отрасли. Напомним, за последние годы московские власти кардинально изменили подход к данной проблеме, проводя планомерную работу по устранению административных барьеров в строительстве. Большинство принятых мер направлено на уменьшение числа процедур, перевод услуг в электронный вид и исключение лишних участников из процесса согласования градостроительной документации.
В целом, реализация реформ в градостроительном регулировании оценивается участниками рынка и экспертами позитивно, наиболее высокие оценки получили мероприятия по переводу государственных услуг в электронный вид.
Прохождение административных процедур в строительстве немного лучше оценивается в Москве, чем в регионах. Причиной тому служит то, что в Московском регионе раньше началась работа по внедрению этих изменений в сферу градостроительного регулирования.
Среди организаций, с которыми приходится взаимодействовать при согласовании проектов, наибольше число позитивных оценок получили федеральные структуры. Замыкают рейтинг сетевые организации, где, по мнению экспертов, работа по снижению админбарьеров пока протекает медленнее.



Стоит отметить, что данное исследование проводилось до того, как в Москве заработали некоторые административные нововведения. Например, начали действовать новые правила получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), в который теперь включена информация из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений и информация о предварительных технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Это позволит застройщику оформлять сразу несколько услуг по одной заявке, тем самым значительно облегчится процесс оформления градостроительной документации.
В любом случае тот факт, что опрошенные эксперты выделили излишние бюрократические процедуры при оформлении документации на строительство в качестве одной из ключевых проблем в вопросах регулирования отрасли, доказывает актуальность данного вопроса для бизнеса. Эффективная работа по устранению излишних барьеров невозможна без участия представителей строительных организаций в экспертных круглых столах, рабочих группах, мониторинговых исследованиях.

***
Сложные экономические условия позволяют по-новому взглянуть на состояние строительной отрасли Москвы, эффективность административных и финансовых инструментов, выделить успешные направления деятельности и факторы, тормозящие их развитие. В такие моменты ключевую роль играет продуктивный диалог между властью и бизнесом. Именно непосредственные участники строительного рынка способны предоставить максимально полную информацию о состоянии отрасли, дать оценку действий столичного руководства при ее регулировании, а также предложить решения наиболее актуальных проблем.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Транспортно-пересадочные узлы:...
Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми ...
 
Кризис — время возможностей
Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие го...
 
Перспективный вектор развития ...
Николай Залесский| Младший научный сотрудник Института экономики транспорта...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”