27.06.2016  

Сергей Левкин: «Эталонными должны стать все столичные объекты»

Интервью с руководителем Департамента градостроительной политики Москвы Сергеем Левкиным.

Сергей Иванович, экономические реалии сегодня требуют поиска резервов для стабилизации деятельности всех отраслей городской промышленности. Стремясь снизить уровень административных барьеров в строительстве, чего конкретно хотят добиться московские власти?

Строительным комплексом Москвы системная работа по внедрению мер, снижающих административные барьеры в строительной сфере, ведется с 2012 года. Это непростая задача, требующая баланса интересов сторон. Требуется одновременно облегчить ведение строительного бизнеса за счет упрощения процедур и снижения бремени административного контроля и не допустить снижения уровня безопасности строительства и уменьшения контроля за развитием городской территории.
Все это — важнейшие составляющие того, что мы называем благоприятным инвестиционным климатом. Для бизнеса важны, что называется, стабильные правила игры, то есть внятные условия градостроительной деятельности, и отсутствие кардинальных изменений в ее регулировании — чрезмерное увлечение реформированием, как правило, негативно сказывается и на строительном процессе, и на инвестициях.
Правительство Москвы не может не учитывать эти факторы. И говоря о создании в Москве благоприятного инвестиционного климата, мы подразумеваем, во-первых, снижение нагрузки на бизнес за счет сокращения рисков и издержек, устранение излишнего административного контроля, непрозрачности.
Во-вторых, мы исходим из того, что упрощение административных процедур экономит как средства городскогобюджета, так и средства застройщиков на подготовительную работу.  Объекты вводятся в строй быстрее, а значит, быстрее начинают служить людям.

В-третьих, создание простого, четкого и прозрачного алгоритма получения градостроительной документации серьезно снижает коррупционные риски, а следовательно, и риски реализации проектов и позволяет уверенно планировать затраты.
Ну а в целом сокращение административных барьеров — мера, направленная на поддержку строительной отрасли, к которой сегодня в Москве можно причислить почти миллион человек. Подчеркну, что при этом одно рабочее место в строительстве создает 8-9 рабочих мест в смежных отраслях.

Какие из запланированных мер, призванных снизить количество административных процедур в строительном секторе Москвы, уже реализованы?

Повторюсь, эта работа планомерно ведется уже практически пять лет. В первую очередь акцент делался на изменения административно-управленческого характера. Ряд избыточных процедур в сфере строительства уже отменены, что в целом позволило значительно оздоровить обстановку в строительной отрасли Москвы. Так, еще в 2013 году были отменены согласования префектур и управ на всех стадиях реализации строительного проекта — сфера строительства вообще исключена из полномочий префектур и управ.
Тогда же был установлен принципиальный запрет на принятие проектной документации на государственную экспертизу в случае наличия в составе проектной документации согласований, не предусмотренных законодательством. Отменено оформление порубочного билета при наличии государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство, выданных уполномоченными структурами Москвы. Перестало быть обязательным оформление колористических паспортов при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.
Масштабная реформа в строительном комплексе столицы реализована в 2015 году. Был принят новый порядок получения ордеров, принципиально изменивший всю систему оформления документов, необходимых для производства земляных работ в случае капитального строительства (Постановление Правительства Москвы №857-ПП). Мы отменили само постановление, а с ним и ряд смежных процедур — например, проведение геотехнической экспертизы, согласование проектов в службе Госсанэпиднадзора и так далее.

Как обстоят дела с переводом госуслуг в электронный вид?

Москва на сегодня является лидером среди субъектов Российской Федерации в части перевода в электронный вид госуслуг в строительной сфере.
Для бизнеса в настоящее время в электронном виде доступны 12 госуслуг строительного сектора. В числе недавних — услуга по оформлению ордера на производство земляных работ и иных работ в сфере благоустройства, предоставляемая ОАТИ города Москвы, которая теперь доступна на портале госуслуг.
Отдельные услуги предоставляются только в электронном виде — в первую очередь это наиболее востребованные заявителями услуги. Самый яркий пример — выдача самого важного строительного документа, градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), которая с 1 апреля 2016 года доступна исключительно в электронном виде.
Как показывает статистика, в прошлом году 73% всех заявлений на получение госуслуг в строительной сфере в столице поступило в электронном виде. В 2016 году этот показатель составляет 82%.
До конца года еще четыре услуги будут доступны онлайн: с августа — услуга по согласованию специальных технических условий (СТУ) и услуга по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, с ноября — услуга по выдаче технического заключения о соответствии документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений, а к концу года в Интернете станет доступна информация из Сводного плана. Вообще наша задача — сформировать полный цикл оказания услуг в электронном виде — от предоставления земли до разрешения на строительство.

Нельзя ли поподробнее рассказать о Сводном плане — что это и для чего нужно?

В настоящее время завершается формирование Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в Москве. Он представляет собой информационный ресурс, содержащий достоверную информацию обо всех действующих и проектируемых подземных инженерных коммуникациях и сооружениях. Даже на мировом уровне практика создания информационных ресурсов такого рода считается передовой. Примеры можно пересчитать по пальцам одной руки, нечто подобное есть, в частности, в Нидерландах, Швейцарии, Германии. Формирование Сводного плана позволит застройщикам оперативно получать необходимую для выполнения проектных и изыскательских работ информацию.
Чем проще будет проводиться сбор сведений и исходных данных, необходимых для проектирования, тем быстрее будет оформляться документация и возводиться новые объекты.
В этом ключе еще одна наша задача — перевод архива Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий (Геофонда) Москвы в части геологических изысканий в электронный вид и включение его в состав ИСОГД — то есть «оцифровка» результатов инженерно-геологических изысканий. Это позволит строительным организациям получать информацию о геологических характеристиках земельных участков, на которых планируется строительство. Что, естественно, снизит затраты компаний — как денежные, так и временные — на сбор предварительной информации.

Вы упомянули о подземных коммуникациях. В этой связи нельзя не вспомнить о том, что крупной проблемой для застройщиков всегда считалось присоединение к инженерным сетям. Какие изменения ждут нас в этой сфере?

Действительно, сроки процедур, необходимых для строительства инженерных сетей, считались необоснованно затянутыми. Так, инженерный объект появляется, в лучшем случае, через два года с момента принятия решения о его строительстве. Департамент градостроительной политики города Москвы совместно с Минстроем России и Минэкономразвития России при участии ресурсоснабжающих компаний осуществляет подготовку концепции изменений градостроительного и земельного законодательства с целью упрощения размещения сетей ресурсоснабжения. Предполагается классифицировать виды сетей с точки зрения их технических характеристик и, в зависимости от класса таковых, установить требования к оформлению земельных отношений и градостроительной подготовке территории.
Одно из первых решений в рамках этой концепции уже реализовано. В марте этого года Правительством Москвы одобрен проект, отменяющий необходимость получения разрешения на строительство на некоторые виды сетей инженерно-технического обеспечения. Замечу, что это решение готовилось на протяжении ряда лет: была проведена очень большая по объему работа как по анализу законодательства иных регионов, в которых разрешение на строительство на отдельные виды сетей уже отменено, так и по анализу практики применения принятых решений. Вопрос проработан совместно с сетевыми организациями.

С мая в Москве начал действовать новый порядок выдачи ГПЗУ. Насколько это упростит процедуру?

Как вы знаете, ГПЗУ — основополагающий документ, в котором отражаются условия, особенности, ограничения и прочая информация о градостроительном развитии того или иного участка (включая данные о коммуникациях). А это значит, обращаясь за ГПЗУ, заявитель предварительно должен был обойти множество инстанций, собрать определенное количество справок — в сетевых компаниях, Мосгеотресте и других. На это уходило, во-первых, время, во вторых — средства (траты на транспортные расходы, например).
Наше нововведение объединяет ГПЗУ, технические условия подключения к сетям и ситуационный план с отображением расположенных в границах земельного участка подземных инженерных коммуникаций и сооружений. Другими словами — теперь застройщик пишет лишь одну заявку на получение ГПЗУ в Москомархитектуру, и ведомство самостоятельно соберет остальную информацию о территории. Такая форма взаимодействия стала возможной благодаря ранее проведенному переходу на предоставление в электронном виде технических условий Мосводоканала и формированию в Москве Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений.
Данную реформу можно назвать, без преувеличения, новаторским решением Стройкомплекса Москвы. Решение проработано в духе лучших мировых практик администрирования строительной сферы и уже получило одобрение со стороны Минстроя России, Минэкономразвития России и Агентства стратегических инициатив. И на сегодня ни в одном другом субъекте России нет практики бесплатного предоставления информации о подземных сетях.
Пока нововведение работает в тестовом режиме. Сейчас мы выдаем ГПЗУ с учетом подключения объектов к канализации и водоснабжению. А к концу года планируем включить в ГПЗУ информацию по подключению к энергосетям.

В каких направлениях будет осуществляться работа по сокращению административных барьеров в строительстве в будущем?

Несмотря на огромный массив проведенной работы, в отношении каких-то процедур отрасль все еще остается излишне зарегулированной. Но мы видим имеющиеся болевые точки, в постоянном режиме анализируем проблемы и работаем над их решением. На выходе, я уверен, мы будем иметь четкий и понятный алгоритм прохождения административных процедур застройщиками.
Так например, Департамент градостроительной политики Москвы разработал новый комплекс мер под условным названием «От проекта до объекта за 9 шагов», где прописаны процедуры дальнейшего сокращения административных процедур. Он подразумевает, что при строительстве низкорисковых объектов, то есть объектов, строящихся согласно Градостроительному кодексу РФ по упрощенной схеме регулирования, сроки согласований и затрат будут существенно ниже: 99 дней и 0,9% от стоимости объекта. 99 дней — это общий срок на прохождение самих процедур. Он не включает в себя время на сбор документов, проектирование и само строительство и проводится в соответствии с методикой подсчета международных экспертов Всемирного Банка. Замечу, что только в рамках разработки концепции «От проекта до объекта за 9 шагов» из перечня обязательных процедур мы исключили 12 согласований.
В помощь застройщикам в ближайшее время (с августа этого года) в столице заработает Единый контактный центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, где можно получить актуальную информацию о порядке прохождения процедур в строительстве и необходимые разъяснения. Также проводятся работы по реорганизации Кабинета застройщика на портале Стройкомплекса, в рамках которого можно будет воспользоваться «калькулятором процедур». Как уже было сказано, продолжится работа по переводу госуслуг в сфере строительства в электронный вид.

Существует ли какой-то показатель эффективности проводимых в столице реформ?

Думается, застройщики Москвы на себе испытали удобство и простоту нововведений. Чего стоит одна только возможность подачи документов, получения информации и отслеживания хода рассмотрения заявки в режиме онлайн фактически из любой точки мира! Однако знаковым показателем эффективности работы в сфере снижения админбарьеров в строительстве, на мой взгляд, может служить тот факт, что за последние годы Москва уверенно улучшает свои позиции в соответствующих рейтингах.
Например, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который готовит АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), Москва заняла 13-е место из 76-ти, упрочив свою позицию в группе регионов с комфортными условиями для ведения бизнеса. Немаловажную роль при получении этого результата сыграло улучшение показателя «Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство»: если в 2014 году российская столица находилась в пятой группе — среди регионов с самыми низкими показателями инвестиционной привлекательности, то теперь мы поднялись во вторую группу.
Кроме того, результативность мер по снижению административных барьеров объективно оценена международными экспертами. Так, за 2010-2015 годы Россия поднялась в рейтинге Всемирного Банка по показателю «Получение разрешений на строительство» на 60 позиций — со 179-го места на 119-е.

Рейтинги, показатели — это все понятно, это демонстрация улучшений, скажем так, общая. А можете ли вы назвать конкретные примеры?

Например, тот же рейтинг Всемирного Банка анализирует процесс строительства так называемого «эталонного объекта». Так вот, в Москве на оформление документации для такого объекта теперь тратится в 1,7 раза меньше времени — 244 дня вместо 452. Количество процедур сократилось в 2,5 раза — с 48 до 19, а их стоимость снизилась более чем в 2 раза.
Кстати, могу отметить, что цель нашей работы по снижению административных барьеров в стройкомплексе Москвы мы видим в том, чтобы все возводимые в столице здания и сооружения строились по принципу «эталонного объекта» — то есть быстро и качественно, без излишних затрат на оформление документации, максимально просто и удобно для застройщиков.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Безбарьерное строительство
Снижение административных барьеров — путь к развитию строительной отрасли.
Дарья КНИГИНА
Инновационный кластер как драй...
Интервью бывшего мэра Троицка, члена градостроительного Совета Фонда «Сколк...
 
Тинао: итоги трех лет и перспе...
Проект развития новых столичных территорий реализуют с использованием перед...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”