Снижение административных барьеров в строительстве: опыт России и мира

Лучшие практики, способствующие упрощению административных процедур в сфере строительства.

Работа по сокращению времени и стоимости административных процедур в строительстве ведется во всех цивилизованных государствах, в том числе в России и ее регионах.
Одним из ключевых показателей оценки улучшений является рейтинг Группы Всемирного Банка по благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business). В рамках исследования учитываются все процедуры, которые должна пройти строительная компания, чтобы построить складское помещение, включая время и стоимость прохождения процедуры. В прошлом году Doing Business ввел новый показатель, индекс качества строительного контроля, который проводит оценку качества нормативного регулирования строительства, контроля за качеством и механизмов безопасности, норм юридической ответственности и страхования, а также требований к уровню профессиональной квалификации. По качеству строительного контроля Россия не уступает пятерке стран-лидеров рейтинга (Сингапур, Новая Зеландия, ОАЭ, Австралия и Тайвань), в то время как срок прохождения административных процедур относит страну на 54-ю позицию — ведь общий бал для страны представляет собой среднее арифметическое для всех показателей индикатора.
В конце прошлого года в России «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проведен рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, причем часть показателей относилась к мерам по снижению административных барьеров в строительстве. Данные рейтинга легли в основу «Сборника лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации», сюда же были включены данные из мировой практики. Ознакомиться с наиболее интересными примерами работы по снижению админбарьеров в регионах России и мире журнал «Инженерные сооружения» предлагает нашим читателям.

Ярославская область: концентрация полномочий на уровне районов
После Москвы Ярославская область является одним из лидером России по эффективности процедур, связанных с выдачей разрешений на строительство. Среднее время получения разрешения занимает около 7 дней.
В результате реформы местного самоуправления в Ярославской области, как и во многих регионах России, полномочия в сфере градостроительной деятельности были переданы на уровень поселений. На территории Ярославской области 3 городских округа, 80 городских и сельских поселений получили возможность исполнять указанные полномочия. Учитывая острую необходимость привлечения для их исполнения специалистов в сфере градостроительных и земельных отношений уже в первый год полномочия в сфере градостроительной деятельности в «дальних» 17 сельских поселениях (на территории которых не ведется активная градостроительная деятельность) были возвращены на уровень муниципальных районов. В то же время, с 2011 года 3 городских округа и 63 поселения продолжали исполнять полномочия. По данным статистики по состоянию на 2014 год данные полномочия в муниципальных образованиях исполняли 104 специалиста в поселениях и муниципальных районах (из них 31 специалист совмещал исполнение полномочий с иными функциями; 73 специалиста не имеют архитектурного/градостроительного образования).



Инициатором изменений выступил департамент строительства Ярославской области, которому удалось на комитетах Ярославской областной думы обосновать целесообразность концентрации полномочий на уровне городских округов, муниципальных районов, ключевых городских и ряда сельских поселений (в связи с активной градостроительной деятельностью). Именно такой уровень генерализации полномочий был предложен после детального анализа как объемов выдаваемой разрешительной документации, так и возможностей привлечения квалифицированных кадров (сложившихся управленческих структур), а также в результате опросов представителей бизнес-сообщества.
Законом области от ноября 2014 года число органов местного самоуправления, реализующих полномочия в сфере градостроительной деятельности, уменьшено с 63 до 30 благодаря перераспределению полномочий на уровень районов. Основные эффекты, которых удалось достичь:
1) экономия бюджетных средств региона (снижение объема субсидий из регионального бюджета);
2) единообразие в применении норм градостроительного законодательства на территории области;
3) минимизация числа процедур для застройщиков;
4) повышение качества оказания услуг.
Чтобы справляться с новыми обязанностями, сотрудники муниципалитетов прошли необходимое квалификационное обучение, а нормы градостроительной документации в области приведены к единому знаменателю. Кроме того, в каждом муниципальном образовании внедрены (и находятся в открытом доступе) типовые регламенты процедур, необходимых для выдачи разрешений на строительство. Информация о свободных участках под строительство размещена на сайте муниципалитетов, а в региональном департаменте строительства сформирована база данных проектов повторного применения и типовых проектов, ознакомиться с которыми может любой желающий.
Стоит отметить, что подготовительная работа по снижению административных барьеров в строительстве в Ярославской области началась порядка десяти лет назад. В 2007-2010 годах были разработаны правила землепользования и застройки, а также генеральные планы всех муниципальных образований (область стала первым в ЦФО субъектом, разработавшим такие документы). Для некоторых городов — например, Ярославля, Рыбинска, Ростова — утверждены отдельные проекты планировки территорий.
В 2011-2013 годах проведена работа по внедрению Информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и системы информационного банка данных градостроительной деятельности Ярославской области. Параллельно велось обучение специалистов работе с программами. Сегодня все муниципальные образования региона ведут ИСОГД в электронном виде.
В 2014 году в области актуализирована и принята Схема территориального планирования — своего рода генеральный план развития региона, соответствующий закладываемой адресной инвестиционной программе области. В документе прописаны градостроительные и социально-экономические принципы развития региона до 2025 года. Схема определяет вектор развития и ключевые объекты строительства как для региона в целом, так и для отдельных его зон. Схема территориального планирования в полном объеме и во всеобщем доступе размещена на Геопортале области.
В 2014-2015 годах совместно с сетевой компанией ОАО «МРСК Центра» область провела работу по выявлению перспективных для развития площадок и свободных мощностей компании, в результате чего определены «коридоры» для прокладки электросетей. Эти данные впоследствии должны учитываться при подготовке градостроительной документации. В настоящее время подобная работа продолжается по другим инженерным сетям.
В прошлом году в Ярославской области запущена в работу информационная система «ИнфоСтрой76», где застройщику предлагается вся необходимая информация — от получения ГПЗУ до регистрации права собственности на построенный объект капитального строительства. Здесь же собраны данные о процедурах, документах, ведомствах, сроках, механизме принятия решений и процессе их обжалования. Портал обладает удобным интерфейсом, планируется, что сервис будет полезен, в первую очередь, представителям малого и среднего бизнеса.
Помимо семинаров для застройщиков по теме оказания госуслуг в сфере строительства в электронном виде, в области проходят совещания и заседания Общественного совета при депстрое с участием застройщиков, в ходе которых, кроме прочего, проводится мониторинг качества исполнения органами МСУ полномочий по выдаче разрешений на строительство.

Татарстан: работа на перспективу
Татарстан входит в число российских регионов — лидеров по эффективности подключения к электросетям. Благодаря ряду мер и выстраиванию системы взаимодействия между сетевыми и сбытовыми организациями, правительством республики и потребителями удалось не только сократить время, затрачиваемое на подключение к электросетям (со 120 до 45 дней), и количество необходимых процедур (с 9 до 4), но и сформировать перспективную схему развития энергетической инфраструктуры в регионе, доступную для потребителей.
В 2015 году утверждена стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года. Ежегодно в республике прорабатываются схема и программа перспективного развития электроэнергетики Татарстана (СиПР) на 5-летний период. Этим занимается рабочая группа, в которую входят представители исполнительных органов власти, филиала ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан», энергосбытовых и топливоснабжа- ющих организаций, крупные потребители и др. СиПР позволяет просчитать на перспективу потребности муниципальных образований региона и инвестиционные направления его развития для строительства новых сетевых станций. Эта работа включена в план мероприятий по реализации дорожной карты по повышению доступности энергетической инфраструктуры.
Для более быстрого и качественного обслуживания потребителей в республике создана Единая система обслуживания, где проводятся прием заявок на технологическое присоединение и контроль за их исполнением, очное и заочное консультирование по вопросам присоединения, прием обращений потребителей и т.п. На базе крупнейшей сетевой организации региона — ОАО «Сетевая компания» — работают четыре центра обслуживания и один пункт в круглосуточном режиме контакт-центра.
Вся информация по технологическому подключению к электросетям сосредоточена на сайте «Сетевой компании»: типовая документация, описание процедур присоединения, свод нормативно-правовых документов и т.д. Подать заявку на подключение и отслеживать ход ее исполнения заявители могут онлайн — через личный кабинет потребителя. Также на сайте действует интернет-приемная. Здесь же размещена интерактивная карта загрузки центров питания в регионе, где обозначены данные о свободных мощностях.
В регионе удалось наладить информационное взаимодействие и обмен данными между «Сетевой компанией» и «Татэнергосбытом», за счет чего сокращен ряд межведомственных процедур технологического присоединения. В планах региона — убрать из процедуры подключения к сетям необходимость получения разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства до 20 кВ, построенных (реконструированных) в целях технологического присоединения, либо сократить до 10 дней сроки проверки документации и объектов представителями ведомства.

Белгородская область: развитие электросетевого комплекса
Эффективную систему подключения к электросетям удалось наладить в Белгородской области. В результате проведенных реформ средняя длительность исполнения договоров технологического присоединения по заявкам максимальной мощностью до 150 кВт сократилась со 148 до 112 дней (по сравнению с 2013 годом), а средняя длительность рассмотрения заявок и направление оферты договоров по таким заявкам — с 19 до 9 дней.
Работа проводилась в рамках реализации государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», схемы и программы развития (СиПР) электроэнергетики области на 2016-2020 гг., а также инвестиционной программы строительства и реконструкции объектов электроснабжения крупнейшей сетевой компании региона — ОАО «Белгородэнерго » (филиал ПАО «МРСК Центра»).
В результате совместной работы исполнительной власти, сетевых и генерирующих организаций в рамках Совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе региона в декабре 2014 года был разработан закон о сокращении сроков подключения к электросетям. Документ, в частности, позволяет сетевой организации без получения разрешения на строительство строить и реконструировать кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи, исполненные в блочной канализации, а также электроустановки напряжением до 10 кВ включительно. В апреле 2015-го между «Белгородэнерго» и правительством региона подписано соглашение по вопросам сокращения сроков реализации мероприятий по подключению к электрическим сетям.
Взаимодействие между органами власти, сетевиками, заказчиками, присоединяющими электроустановки к электрическим сетям, строго регламентировано.



В регионе ведется учет электрооборудования и планирование размещения новых объектов вблизи не загруженных центров питания. Каждые полгода проводится аудит мощностей региона.
Имеющиеся в Белгородской области линии электропередач 110/35 кВ занесены на интерактивную карту системы ГИС (ведется работа по наполнению карты данными о ЛЭП 6-10 кВ). Это позволяет увидеть наличие или отсутствие мощностей для технологического присоединения в том или ином районе, снизить вероятность ошибок при выдаче технических условий на подключение и т.д.
С 2015 года в Белгородской области действует услуга по сопровождению процедуры подключения к электросетям «под ключ». Это позволяет проводить работу по подключению с соблюдением всех необходимых технических условий (мероприятия, которые обязан выполнить потребитель), тем самым сократив количество расторгаемых договоров из-за возможных технических ошибок и несоответствий.
Всю необходимую информацию о системе электроснабжения региона и возможностях подключения к электросетям можно получить на сайте «Белгородэнерго». Записаться на визит в офис обслуживания и отследить выполнение заявки потребители могут онлайн в личном кабинете. Для упрощения процедуры подключения к электросетям регулярно проводятся встречи с потенциальными заявителями с объяснением процедуры подключения.

Ставропольский край и Тюменская область: постановка на кадастровый учет
Постановка на кадастровый учет является одним из ключевых документов для реализации строительного проекта. Среди субъектов Российской Федерации, которые смогли максимально сократить время и упростить проведение данной процедуры, можно выделить Ставропольский край и Тюменскую область. В обоих регионах удалось выстроить четкую систему взаимодействия между всеми участниками сделки и осуществить перевод услуги в электронный вид.
Так, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФКП) по Ставропольскому краю были определены слабые места в работе и приоритетные проекты, или «топ-проекты», реализация которых позволила повысить качество и срок обслуживания населения по вопросам постановки на кадастровый учет.
Для удобства пользователей услуга постановки на кадастровый учет предоставляется в отделениях ФКП, существует возможность оформления услуги по выезду к заявителю. Благодаря соответствующему соглашению между ведомством и органами власти подача документов на постановку на кадастровый учет происходит также в многофункциональных центрах оказания госуслуг, при этом сотрудники МФЦ проходят соответствующую подготовку по вопросу ведения процедуры. Регулярные обучающие программы по оформлению документов для осуществления кадастрового учета действуют также для кадастровых инженеров.
В Ставропольском крае налажено качественное взаимодействие с управлением Росреестра, позволяющее значительно сократить сроки государственного кадастрового учета. Внедрение в 2011 году в работу фронт-офисного программного комплекса приема-выдачи документов (ПК ПВД) с целью повышения качества предоставляемых услуг Росреестра позволило осуществлять совместный прием заявлений в рамках «одного окна». Теперь заявителю не надо тратить время на получение кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Благодаря взаимодействию в электронном виде с ведомствами, органами государственной власти и местного самоуправления на базе единой системы (включающей также внутренний портал Росреестра) удалось упростить процедуру межведомственного документооборота.
Для упрощения понимания принципов работы системы для всех участников процесса, включая заявителей, в крае проводятся обучающие мероприятия в рамках проекта «Школа электронных услуг».
С 2011 года кадастр недвижимости в крае ведется в единой системе координат субъекта МСК-26, что упрощает процедуру проверки объектов недвижимости и сопоставления данных об объекте из различных источников, предоставленных ранее в различные ведомства. При ведении государственного кадастра недвижимости осуществляется информационное взаимодействие органов исполнительной власти региона и местного самоуправления, в систему уже вовлечено большинство муниципальных образований Ставропольского края, и эта работа продолжается.
В Тюменской области с 2012 года реализуется «дорожная карта» по повышению качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Региону удалось обеспечить максимальную доступность услуги для заявителей. В филиале местной ФКП действует 23 офиса обслуживания посетителей, работает услуга выездного приема. Для удобства заявителей предусмотрен прием граждан в рамках «скользящего» графика. За счет организации посменной работы удалось увеличить время приема посетителей, в результате в отдельных случаях время приема возросло до 60 часов при нормативе — 40.
Действует автоматизированная система взаимодействия с заявителями (АСВЗ), возможна онлайн-запись на прием к специалистам отделения. Согласно проведенному филиалом анализу, время ожидания приема в среднем сократилась с 42 минут в 2012 году до 10 минут в 2015-м, а доступность предварительной записи сократилась с 6 дней в 2012 году до 1 дня в 2015-м.
ФКП по Тюменской области тесно взаимодействует с главным управлением строительства области, департаментом имущественных отношений, администрациями городов и районов, Росреестром — запрос ряда документов и сведений осуществляется в электронном виде, что значительно сокращает время на обработку запросов. Совместно с Росреестром в регионе ведется работа по сопоставлению сведений ЕГРП и ГКН в отношении объектов недвижимости.
Для участников процесса проводятся обучающие семинары, консультации осуществляются в рамках специализированных выставок и форумов.
Для кадастровых инженеров проводятся обучающие лекции и семинары, ежемесячно проходят рабочие встречи, в ходе которых обсуждаются изменения в законодательстве, новые возможности в сфере оказания услуги, в том числе — по предоставлению услуг в электронном виде.
Для осуществления обратной связи в области ведется анкетирование «Мониторинг рынка кадастровых работ и работ, выполняемых кадастровыми инженерами», в ходе которого выявляется средняя стоимость работ кадастровых инженеров и степень удовлетворенности их деятельностью со стороны заявителей.

Франция: градостроительная реформа
К середине 2000-х годов процессы строительства во Франции тормозились избыточным количеством необходимых согласований и дополнительных документов, невозможностью отслеживать статус заявки и частыми отказами в выдаче разрешений на строительство без объяснения причин. Кроме того, в стране отсутствовали единые стандарты таких процедур.
Градостроительная реформа, включающая мероприятия по повышению эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство, стартовала в стране в 2007 году, и уже через три года среднее время прохождения этапа непосредственного получения разрешения на строительство сократилось в среднем с 76 до 50 дней. По показателю «среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство» рейтинга Doing Business-2015 Всемирного Банка Франция заняла второе место: общее количество процедур составило 8, причем только 2 — до непосредственной выдачи разрешения на строительство. Общее время получения разрешения на строительство (включая время, требуемое на ввод в эксплуатацию построенного здания) составило в 2015-м году 183 дня (в том числе время до непосредственной выдачи разрешения на строительство — не более 150 дней).



В процессе реформы на треть снизилось количество типов разрешений на строительство (с 11 до 3-х: на строительство, на осуществление изменений и развитие существующих объектов, на снос). А для простых объектов (например, садовых строений, бассейнов, временных коммерческих построек, небольших пристроек) получение разрешения на строительство было либо отменено совсем, либо заменено на подачу предварительной декларации. Реформа отменила необходимость согласования проекта в архитектурных органах (кроме некоторых случаев, когда рядом находится исторический монумент либо же охраняемая зона). А главное — были унифицированы и четко регламентированы требования к подаваемым документам и ограничены полномочия органов власти запрашивать некоторые дополнительные бумаги, а также установлены максимальные сроки рассмотрения заявок (например, не более 3 месяцев для многоквартирных жилых построек при отсутствии необходимости согласования с архитектурным департаментом и иными ведомствами). При этом в случае превышения органами власти установленных сроков рассмотрения заявки разрешение на строительство считается выданным.
Градостроительный план земельного участка теперь может быть информационным или операционным. Первый выдается в кратчайшие сроки — 1 месяц, однако второй имеет большую юридическую силу и действует даже в случае изменения генплана и правил землепользования и застройки.
Служащие, рассматривающие заявку, во Франции исходят из положения, и это закреплено в законе, что отдельные данные (например, право собственности на землю или площадь проекта) являются априори верными и не подлежат перепроверке. Впрочем, здесь большую роль играет сложившаяся в стране практика высокой ответственности застройщика за свои проекты — так, проектировщики и строители несут ответственность за реализованный проект в течение десяти лет, кроме того, недвижимость во Франции должна быть застрахована. Это позволяет не проводить ряд проверок в ходе рассмотрения заявки.
Процесс получения разрешения на строительство выглядит следующим образом. Набор документов подается в службу «одного окна» на базе мэрии, которая выкладывает проект в открытый доступ — чтобы представители общественности могли высказать свои пожелания к проекту (к слову, аргументированные возражения общества могут служить причиной для вынесения отрицательного решения). Далее мэрия передает заявку в соответствующие проверяющие органы, входящие в состав Министерства экологии, устойчивого развития и энергетики Франции. Стоит отметить, что ведомство и до реформы занималось проверками объектов, и теперь это позволяет совместить контролирующие навыки министерства с его новыми функциями, тем самым снизив многочисленные межведомственные взаимодействия. По результатам проверок мэрия выносит решение о выдаче разрешения на строительство, отказе в его выдаче или же отсрочке в принятии решения (для особых проектов — например, нуждающихся в подаче декларации об общественной пользе и организации общественных обсуждений).
Для упрощения процедуры получения разрешения на строительство и ускорения процесса проверки документов с 2000 года в стране действуют оцифрованные системы регионального и муниципального территориального планирования. В 2007 году внедрена информационная система ADS 2007, где аккумулируется информация о территориальном планировании Франции, а в 2011-м заработала система GeoADS, где можно оперативно получить информацию о земельном участке, принципах застройки на данной территории, наличии инженерных коммуникаций, юридическом и налоговом статусе участка и т.д. Перевод всей документации в электронный вид и обучение сотрудников ведомств работе с «цифрой» позволяет производить большую часть коммуникаций между мэрией и заявителем в режиме онлайн.

Новая Зеландия: изменение законодательства

Регламент выдачи разрешений на строительство в Новой Зеландии был отражен в Законе о строительстве 2004 года, однако спустя пять лет законодательство переработали и существенно изменили, сосредоточившись на мерах по устранению административных барьеров в строительстве.
До реформы в стране действовало избыточное количество органов, выдающих разрешение на строительство (BCA — Building Consent Authorities), — причем не только муниципальных, но и частных организаций, уполномоченных выдавать разрешения на строительство. В своей работе каждая структура опиралась на различные трактовки Закона о строительстве и имела свои регламенты процедуры, но при этом не везде использовались электронные базы данных документов.
Реформа позволила сократить количество частных организаций ВСА, выдававших разрешения на строительство, с 18-ти до 4-х. Они, как и городские или районные советы, которые по умолчанию имеют статус BCA, принимают документы и выдают разрешения на строительство. Муниципальные ВСА могут проводить инспектирование объектов строительства, на которые выданы разрешения, частные ВСА также уполномочены проводить проверку соответствия проекта Закону о строительстве и СНиПам, инспектирование строительной площадки и выдавать сертификаты соответствия. Стоит отметить, что при этом частные ВСА несут ответственность за несоответствие проекта положениям Закона о строительстве и СНиПам, и в случае нарушений именно на них ложатся расходы по устранению нарушений и судебные издержки по искам, связанным с нарушением СНиП.
Если говорить о процедуре подачи заявки на выдачу разрешения на строительство, то таковой, как правило, предшествует встреча с органами местного самоуправления, в ходе которой проходит обсуждение архитектурных и технических деталей проекта, а также дальнейших действий заявителя по получению разрешения на строительство.
Саму заявку подают либо по почте, либо через систему электронной идентификации Real Me, специально разработанную для оказания государственных услуг в электронном виде (в дальнейшем статус заявки можно отслеживать онлайн). В случае необходимости органы ВСА могут запросить дополнительные документы. В некоторых случаях для получения разрешения на строительство необходимо предварительно получить разрешение на использование природных ресурсов.
Если набор документов соответствует требованиям, органы ВСА сами отправляют заявку в Пожарную службу Новой Зеландии, где проекту даются рекомендации по обеспечению противопожарной безопасности (процесс занимает 10 дней). Параллельно BCA проводят свою проверку на соответствие проекта градостроительным нормам и СНиПам (не более 20 дней и не более 10 дней для типовых проектов, а для строительства в зонах стихийных бедствий продолжительность обработки заявки сокращена).
После уплаты соответствующей пошлины заявителю выдается разрешение на строительство либо мотивированный отказ в выдаче таковой.
С 31 января 2012 года в Новой Зеландии действует опция получения информационного меморандума о проекте (PIM — Project Information Memoranda) — его можно запросить в органах ВСА до подачи заявки на выдачу разрешения на строительство. В PIM расписаны такие данные, как сведения о культурно-исторической ценности участка, наличие потенциальных ограничений природного характера по использованию участка, требования к системе пожарной эвакуации, технические условия сетевых организаций, характеристики систем канализации и дренажных систем на участке и др.
Серьезной мерой для снижения сроков получения разрешения на строительство в Новой Зеландии стало введение в 2010 году типовых проектов. В описании типового проекта, подаваемого застройщиком, должны присутствовать не только технические данные и расчеты проекта, а также его допустимые модификации, но и возможности, доказывающие, что данный проект будет исполнен минимум десять раз в ближайшие два года.

При подаче заявления на типовой проект Департамент строительства и жилья рассматривает заявку не более, чем 60 дней, после чего проект заносится в список типовых (доступ к списку имеют только ВСА). По состоянию на июль 2015 года в реестре Новой Зеландии значился 81 типовой проект от 29 компаний-застройщиков.
Всю необходимую информацию о получении разрешения на строительство в стране, список организаций ВСА, типовых проектов и пр. можно найти на сайте Департамента строительства и жилья, здесь же описан регламент процедуры для всех его участников, включая BCA, Пожарную службу и привлекаемых экспертов-консультантов.
Власть и бизнес Новой Зеландии активно взаимодействуют в вопросах градостроительства. Так например, с 2011 года работает Партнерство по повышению производительности — коллегиальный орган, состоящий из застройщиков, органов власти, исследовательских центров, общественных организаций и др.
Итогом работы по снижению административных процедур стало получение страной 2-го места в рейтинге Doing Business-2015 по показателю «получение разрешения на строительство». Для модельного объекта (склада) процесс получения разрешения (включая время, требуемое на ввод в эксплуатацию построенного здания) в стране занимает 93 дня (в т.ч. до начала строительства — 67 дней) и требует 10 процедур (в т.ч. 3 — до начала строительства).

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Наземный дублер московской под...
В скором времени в Москве появится новая кольцевая линия «легкого», или наз...
 
Экономический рост Сингапура: ...
Анализ факторов, способствовавших динамичному развитию Сингапура.
Елена СТЕПАНОВА
Подземный драйвер развития мег...
Самые масштабные программы расширения сетей метрополитена в XXI веке.
Ольга ШЛЯХТИНА
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”