28.06.2016  

Транспортно-пересадочные узлы: баланс интересов города и инвесторов

Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми центрами деловой, общественной и культурной жизни за счет создания сопутствующей торгово-развлекательной, офисной, жилой и социальной инфраструктуры.

В рамках программы строительства транспортно-пересадочных узлов, разработанной Институтом Генерального плана Москвы, в период до 2020 года в российской столице предусматривается строительство 271 ТПУ. При этом к так называемым плоскостным ТПУ (по факту — перехватывающим парковкам, где можно оставить автомобиль и пересесть на метро) относится меньшая часть из запланированных объектов — всего 102.
Что касается оставшихся 169-ти ТПУ, то они станут капитальными, что подразумевает строительство не только технологической части (современных крытых переходов, соединяющих городской и пригородный общественный транспорт с метрополитеном и железнодорожным транспортом), но и создание сопутствующей инфраструктуры: многофункциональных общественно-деловых и торгово-развлекательных комплексов, гостиниц и даже жилья.

Энергетика потоков
«ТПУ располагаются на пересечении нескольких видов городского транспорта — метро, железной дороги, автобусов и т.д. Сюда стекаются потоки пассажиров, чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой, автомобилисты, чтобы оставить машину на перехватывающей парковке и спуститься в метро, то есть пассажирский трафик очень оживленный. Любой коммерческий объект, который будет здесь построен, станет пользоваться хорошим спросом», — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Именно так называемая коммерческая составляющая проектов транспортно-пересадочных узлов делает их особенно привлекательными для инвесторов, позволяет городу рассчитывать на масштабное привлечение средств частного бизнеса в строительство, тем самым давая строительной отрасли дополнительную возможность как для сохранения темпов развития на текущем уровне, так и для повышения их в перспективе.
Инфраструктура строящихся ТПУ капитального типа отличается заметным разнообразием — спектр услуг, оказываемых пассажирам, охватывает едва ли не все ежедневные потребности жителя современного мегаполиса. И речь не только о торговых точках, ресторанах и кафе. В рамках проектов ТПУ предусматривается строительство и обустройство банковских и почтовых отделений, центров оказания госуслуг, химчисток, парикмахерских и даже спортивных и медицинских центров.
– Любую финансовую модель проекта девелоперы оценивают по ее окупаемости. Именно поэтому мы закладываем в проект ТПУ баланс коммерческой составляющей и технологической части (терминалы, переходы, парковки), — объясняет Альберт Суниев, генеральный директор АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов», первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» — одного из операторов программы развития ТПУ. — Мы консультировались со многими инвесторами, презентовали им проекты ТПУ, чтобы получить от них обратную связь и понять, интересен ли проект, готовы ли они вложиться в его реализацию, корректны ли наши расчеты.

Проекты московских ТПУ уже заинтересовали не только отечественных, но и иностранных инвесторов, отмечают в столичном Стройкомплексе. Так, например, к ряду проектов ТПУ проявляют интерес представители инвестиционно-девелоперской компании Eagle Hills Properties из Объединенных Арабских Эмиратов, а также французские инвесторы.
ТПУ будут строиться на условиях государственно-частного партнерства. Такая схема сокращает не только технологические издержки, но и административные, поскольку город сам обеспечивает проекты градостроительной документацией, что значительно упрощает процесс реализации намеченных планов:
– Столичными властями принято важное решение: технологическую часть обеспечит город, а затем, реализуя инвестиционный проект на конкурсе, средства, вложенные в строительство технологической части, мы вернем в бюджет, — рассказывает Андрей Малыгин, управляющий директор ООО «Мосинжинвест» (управляющая компания по реализации ряда проектов ТПУ, единоличным исполнительным органом в которой выступает АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов»). — Таким образом, город сейчас не привязан к интересам инвестора и может приступить к реализации технологической части транспортно-пересадочных узлов, а именно это и есть главная составляющая программы ТПУ — создание условий для комфортной и быстрой пересадки пассажиров между разными видами транспорта.

Проект индивидуальный, эффект множественный
Проект каждого транспортно-пересадочного узла в городе будет индивидуальным, не раз подчеркивал Глава Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин: «Для нас важно, чтобы ТПУ стали не только транспортными хабами с удобной пересадкой на разные виды транспорта, но и самостоятельными точками притяжения. В конечном итоге это также будет способствовать снижению уровня маятниковой миграции, а значит, улучшению дорожной ситуации в Москве и повышению качества жизни».
Таким образом, строительство ТПУ московскими властями трактуется гораздо шире, нежели обычное усовершенствование транспортной инфраструктуры. На фоне довольно-таки широкого толкования задач, стоящих перед ТПУ, весьма симптоматично выглядит тот факт, что наполнение транспортно-пересадочных узлов капитального типа объектами социально-культурного назначения определяется методом «социального проектирования», то есть с учетом общественного мнения по проектам.
– Каждый транспортно-пересадочный узел оснащается необходимыми социальными помещениями: санузлами, комнатой матери и ребенка, пунктами оказания первой медицинской помощи и полицейским постом. Но мы всегда стараемся эти функции расширить, — отмечает Альберт Суниев. — Например, в ТПУ возле станции метро «Алма-Атинская» предусмотрен многофункциональный центр «Мои документы» по предоставлению государственных услуг. Недалеко от «Алма-Атинской» находится детский дворец культуры, где не хватает свободных площадей. По просьбе местных жителей мы выделили в ТПУ 1000 кв.м для развития детского и взрослого творчества.
Для каждого проекта проводятся комплексные маркетинговые и социологические исследования, главная задача которых — выявить, дефицит каких коммерческих и даже социальных функций наблюдается в данном районе. Параллельно идет работа с представителями местной власти — управами, префектурами и депутатским корпусом. Задача все та же: выяснить, чего не хватает району, что будет востребовано его жителями в первую очередь. В итоге поднимаются и решаются самые разнообразные вопросы — от экологических до социально-экономических.
Одним из наиболее ярких примеров подобного проектирования стала история яблоневого сада на Кутузовском проспекте. Социологические опросы и многочисленные обращения жителей района, прилегающего к станции метро «Парк Победы», где планируется строительство ТПУ, показали, что абсолютное большинство выступает за сохранение сада. Итогом этого «народного волеизъявления» стало требующее неукоснительного соблюдения условие, поставленное властями проектировщикам: ни одно дерево не должно пострадать при строительстве. В итоге удалось не только сохранить яблоневый сад, но и предусмотреть высадку нового сквера на участке 7 тыс. кв.м.
Помимо строительства непосредственно самого ТПУ с удобными пересадками на метро и автобусы, возле метро «Парк Победы» возведут многофункциональный центр с парковкой на 2000 мест, который будет соединен с метрополитеном стеклянной галереей с торговыми павильонами и зонами отдыха, а также апартаменты. Общая подземная площадь проекта составляет 70 тыс. кв.м. ТПУ расположится на месте пустыря и будет иметь два удобных выезда: на улицу Барклая и на Кутузовский проспект.
Таким образом, этот проект не только значительно сокращает временные затраты пассажиров на пересадки и покупки, но и несет в себе ярко выраженную социальную функцию за счет создания новых рабочих мест и нового центра притяжения, позволяющего организовать комфортный досуг. Что касается инвесторов, то ожидаемая окупаемость затрат оценивается как достаточно высокая за счет массового пассажиропотока.
Строительство ТПУ, как предполагают авторы проектов, станет мощным фактором развития городской среды в целом. ТПУ превратятся в новые центры притяжения общественной и деловой жизни районов.


Проект ТПУ «Лефортово» предусматривает обустройство общественного катка

Так, например, проект строительства ТПУ «Лефортово» на базе новой одноименной станции метро Третьего пересадочного контура предусматривает реконструкцию кинотеатра «Спутник» и комплексное благоустройство находящегося здесь сквера.
Структура непосредственно пересадочного узла — подземная пешеходная галерея, по которой пассажиры могут выйти на улицы Солдатская и Наличная или спуститься в метрополитен. Расположение технологии ТПУ в подземном пространстве позволило разработчикам проекта сконцентрироваться на обустройстве сквера. Это будет самый зеленый транспортно-пересадочный узел: в сквере высадят вязы, липы, дубы и клены, обустроят газоны, цветники и клумбы.
Другой важной частью проекта станет сооружение зимнего катка вдоль Наличной улицы (в летнее время площадка будет использоваться как футбольное поле). Попасть на каток желающие смогут прямо из подземной галереи, в которой разместят пункт проката коньков с удобной и обогреваемой раздевалкой, а также фудкорт, где можно выпить чашку кофе в перерыве между фигурным катанием.

Строить и жить
Привлечение инвестиций к строительству ТПУ является весьма сложной задачей. Суть пересадочного узла заключается в организации быстрого и комфортного перемещения пассажиров. В то же время инвестор заинтересован в том, чтобы пассажиропоток проходил через торговые зоны, что, несомненно, может его замедлить. Решить это противоречие предлагается путем гармоничной интеграции транспортной и коммерческой составляющих ТПУ — так, чтобы они дополняли друг друга, не препятствуя выполнению основных функций. Отсюда и появляются проекты, предполагающие строительство крупных многофункциональных торговых комплексов с парковками, офисных центров и даже гостиниц.
В этом отношении одним из наиболее ярких проектов можно назвать ТПУ «Селигерская». Это капитальный объект, что располагается на перекрестке Дмитровского и Коровинского шоссе, на так называемой стрелке. Здесь будет конечная станция Люблинско-Дмитровской линии метро — «Селигерская». Остановки автобусов и маршруток перенесут ближе к выходам из метро. Конечные маршруты автобусов пригородного и междугороднего сообщения, высадив пассажиров, отправятся на отстойно-разворотную площадку (ОРП), не мешая движению пешеходов (причем ОРП расположится вдали от жилых домов, чтобы не причинять неудобств местным жителям).
Для автовладельцев при ТПУ построят парковочные зоны общей вместимостью 2000 машиномест. Парковка будет выполнять две функции: в будни она работает как перехват, то есть жители могут приехать на своем автомобиле, оставить транспортное средство здесь и отправиться на метро в центр по делам; по выходным — это полноценная парковка торгово-офисного центра.
ТПУ на конечной станции предполагает большой пассажиропоток. На «Селигерской» создадут уникальный для Москвы проект — автобусные перроны «накроют» перехватывающим паркингом. Аналоги таких сооружений есть, например, в Берлине и Шанхае. Разгружается дорога в центр — люди имеют возможность оставить машину на парковке и проследовать под крышей к метро, то есть пересадка займет несколько минут, — и больше не будет необходимости стоять в пробке на Коровинском и Дмитровском шоссе.
Еще одной составляющей ряда проектов ТПУ, способной вызвать серьезный интерес у инвестора, становится коммерческая часть проектов, связанных с жилищным строительством.
Так, только на территориях, прилегающих к ТПУ «Рассказовка», основой для которого станет строящаяся одноименная станция метро Калининско-Солнцевской линии, планируется построить 220 тыс. кв.м жилья, а также школу, детский сад и административные здания.


Проект ТПУ «Селигерская»

В ТПУ «Рассказовка» постороят жилье и социальную инфраструктуру

В рамках строительства ТПУ возле входа в метро появится многофункциональный комплекс, где разместятся магазины, кофейни, парикмахерские, аптеки и иные объекты, а также будет оборудован уютный зал ожидания для пассажиров, следующих в другие районы «новой Москвы» и Подмосковья.
Новый ТПУ «Рассказовка» обеспечит пересадку пассажиров между метрополитеном, наземным городским и личным транспортом. В перспективе ТПУ будет обслуживать скоростной трамвай, линия которого пройдет вдоль проектируемой автодороги Солнцево — Бутово — Видное.
ТПУ планируется вводить в эксплуатацию поэтапно. Первую очередь сдадут одновременно с пуском станции метро «Рассказовка» — в 2017 году.

* * *
Как сообщили в Стройкомплексе Москвы, торги по трем проектам транспортно-пересадочных узлов («Селигерская», «Лефортово», «Рассказовка») уже объявлены. Предполагается, что инвесторы должны будут построить всю необходимую транспортную инфраструктуру ТПУ ко времени завершения строительства метро. «Таким образом, транспортная инфраструктура в составе этих ТПУ появится в 2017 году, а коммерческая недвижимость, которая также будет возводиться в рамках этих проектов, будет достроена до конца 2018 года», — отмечает заммэра Москвы Марат Хуснуллин.
Всего до конца 2016 года на инвестиционные торги планируется выставить около 20 проектов по строительству транспортно-пересадочных узлов.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Оценивая перспективы
Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли...
Алексей РАСХОДЧИКОВ
Кризис — время возможностей
Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие го...
 
Перспективный вектор развития ...
Николай Залесский| Младший научный сотрудник Института экономики транспорта...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”