Дубль «Спартака»

Новый стадион и станция метро положили начало спортивному кластеру на северо-западе Москвы
 
В конце августа на Тушинском аэрополе состоялось торжественное открытие нового стадиона, который примет игры Чемпионата мира по футболу-2018 и станет домашним стадионом для старейшего российского футбольного клуба «Спартак». Одновременно со стадионом «Открытие-Арена» сдана в эксплуатацию станция метро «Спартак», которая обеспечит транспортную доступность футбольной арены и в будущем — всего спортивного кластера, который планируется построить в ближайшие годы.
Планы застройки территории аэродрома в Тушино существовали с конца 1960-х годов, когда появился проект строительства района-спутника, подобного возведенным позже Строгино и Крылатскому. Для транспортного обслуживания проектируемого жилья в начале 1970-х приступили к строительству станции метро на Таганско-Краснопресненской линии. Однако в 1975 году власти отказались от планов постройки жилого микрорайона, и станцию, возведенную в основных конструкциях, законсервировали на неопределенный срок.
Территория аэродрома с 1990-х годов использовалась как большая открытая площадка для проведения концертов и фестивалей. Идея строительства стадиона для клуба «Спартак» на летном поле появилась в конце 2006 года, однако из-за пересмотров проекта и финансового кризиса к работам нулевого цикла приступили только в 2011 году. 
Так исторически сложилось, что один из самых популярных клубов страны никогда прежде не имел домашнего стадиона. Земля под стадион для «Спартака» выделялась дважды — в районе Ботанического сада и на пересечении Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского. Но оба раза клубу не везло: протесты местных жителей и отсутствие финансирования помешали реализации долгожданного проекта.
Переломным моментом в судьбе клубного стадиона стало получение Россией в декабре 2010 года права на проведение Чемпионата мира по футболу. Проектные параметры стадиона соответствовали строгим требованиям FIFA к проведению чемпионатов мира, поэтому спортивный объект в Тушино вошел в число арен, на которых будут сыграны матчи мундиаля.
 
Стадион, которого ждали почти век
Один из старейших футбольных клубов Москвы с почти столетней историей получил в свое распоряжение первоклассную современную арену, где полностью соблюдены все мировые стандарты для проведения международных соревнований. «Этот стадион достоин любимой команды России», — резюмировал Президент РФ Владимир Путин, посетив стадион в день его торжественного открытия.
Проект стадиона разрабатывали американские архитекторы из AECOM, дизайном занимались английские специалисты из компании Dexter Moren. Площадь стадиона составляет 54 тыс. кв. м. Арена состоит из четырех трибун, вмещающих 42 тыс. зрителей, но в ней предусмотрена возможность увеличить вместимость до 46 тыс. — таково требование FIFA к проведению игр Чемпионата мира.
VIP-ложи, места для прессы и комментаторские кабины, по рекомендации Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), находятся на Западной трибуне. Вдоль Северной, Восточной и Южной трибун на уровне девяти метров от земли обустроена галерея, предназначенная для удобства зрителей с ограниченными физическими возможностями.  В целях безопасности при проектировании продуманы разные, не пересекающиеся между собой маршруты в подтрибунных помещениях для болельщиков команд-соперниц.
Всем зрителям обеспечен хороший обзор поля. Трибуны вплотную примыкают к полю, два монитора шириной 18 метров и высотой 9 метров каждый помогут разглядеть детали игры во время матчей.  
Стадион снабжен кровлей пролетом 240 метров. Монтаж кровли стал одним из самых сложных этапов работы, когда на высоте 36-39 метров нужно было смонтировать 8700 тонн металла. Конструкция крыши включает две продольные фермы, установленные вдоль футбольного поля, и две поперечные фермы, образующие над стадионом перекрестную взаимосвязанную систему.
Укладкой натурального газона поля занималась известная международная компания SIS Pitches, в активе которой проекты по укладке газонов для «Барселоны» и мадридского «Реала». Следить за состоянием поля будет специальная электронная система, контролирующая источники полива и дополнительное освещение. 
Фасад стадиона выполнен в виде кольчуги-чешуи из красно-белых ромбов. Кроме того, со стороны Северной трибуны во время проведения матчей будет работать видеофасад размером 36 на 9 метров. Во время игр видеофасад может превращаться в гигантское табло, где можно увидеть счет и проследить за игрой. В оформлении стадиона предусмотрена еще одна дизайнерская изюминка — специальная система внешней подсветки, с помощью которой можно менять освещение здания в зависимости от играющей на поле команды.
Незадолго до открытия стадион обзавелся двумя памятниками.  Скульптурная композиция легендарных спартаковцев братьев Старостиных установлена около Северной трибуны. Вход на стадион украшает 25-метровая статуя римского гладиатора — устанавливать подобные памятники у главного входа многих стадионов мира стало традицией.
 
Станция-чемпион
О расконсервации станции метро на Тушинском аэродроме заговорили еще в конце 1990-х годов, но решающим фактором стал проект строительства стадиона «Открытие-Арена» и планы образования спортивного кластера. При разработке программы «Метро-2020» станция получила свое теперешнее название. Генеральным подрядчиком строительства выступила инжиниринговая компания «Мосинжпроект». 
Строительство станции «Спартак» началось в конце 2012 года, и менее чем за два года удалось провести значительный объем работ, начиная с восстановления гидроизоляции, укрепления стен и перекрытий, ликвидации водопроявлений и пустот в заобделочном пространстве и заканчивая строительством двух вестибюлей и устройством служебных помещений. 
По словам главного инженера проекта компании «Мосинжпроект» Марины Зайцевой, особенность работы над этой станцией состояла в необходимости соблюдения всех современных норм строительства станции метрополитена в уже законченном 40 лет назад конструктивном объеме. Проектировщики и строители с успехом справились с этой задачей. Кроме того, авторы станции в полной мере учли ее «спортивное» предназначение — «Спартак» оборудован штабом полиции и полным комплектом для видеонаблюдения за всеми пассажирскими зонами. 
Исходный проект «Спартака» аналогичен соседней «Тушинской» — трехпролетная колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн. Дизайн станции пришлось заново переосмыслить в связи с новым проектом застройки аэрополя. Стилистически он максимально приближен к соседним станциям, в то же время архитекторы использовали элементы «спортивного стиля» в оформлении станции и вестибюлей — панно с футбольными сюжетами, светильники в виде олимпийских факелов и элементы символики «Спартака» обеспечивают эстетическое созвучие со стадионом и будущим спортивным кластером. Оформление удалось сделать нейтральным, клубная символика присутствует только в единственном художественном витраже, расположенном в зоне, недоступной для пассажиров.
Станция рассчитана на большие пассажиропотоки во время матчей. По обеим сторонам платформы расположены зоны ожидания со скамьями. Важно отметить, что станция «Спартак» приспособлена для маломобильных групп пассажиров. Южный вестибюль оборудован подъемниками и лифтами — таким образом, доступ на стадион и будущие спортивные сооружения обеспечен для всех групп населения.
Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин на открытии станции, «кроме обслуживания стадиона «Спартак» для станции предусмотрено и дальнейшее развитие. Эта станция позволит активно развивать территорию Тушинского поля, создать большой транспортно-пересадочный узел, который начнет функционировать в ближайшие годы. Здесь уже построено 1,5 тыс. парковочных мест, и в перспективе это будет около 7,5 тыс., что позволит принимать часть пассажиров с Волоколамки на станцию «Спартак» и таким образом разгрузить станцию "Тушинская"».
Расчетная пропускная способность станции метро «Спартак» в утренние часы пик без учета проведения массовых спортивных мероприятий составит 4,4 тыс. человек, в вечерние часы пик — 7,5 тыс. человек. Планируется, что в дни проведения массовых спортивных мероприятий по рабочим дням через станцию будут проходить 20,1 тыс. человек, а по выходным — 19 тыс. человек.
 
Задел на будущее
Стадион и станция метро — два ключевых объекта, вокруг которых в ближайшие два года на площади 180 тыс. кв. м вырастет полноценный спортивный кластер. Здесь разместятся шесть футбольных полей для тренировок и игр, новая база «Спартака», центр спортивной медицины, крытый манеж с искусственным покрытием на 12 тыс. человек, который будет трансформироваться в многофункциональный комплекс. Проектом предусмотрено также строительство ледового дворца и дворца водных видов спорта, двух физкультурно-оздоровительных объектов и школы тенниса. Возможно, здесь также появится трасса для картинга. Проектировщики запланировали возведение двух гостиниц, одна из которых будет предназначена только для спортсменов.
В рамках проекта «Тушино-2018» планируется построить 715 тыс. кв. м жилой недвижимости, 165 тыс. кв. м офисов, 73 тыс. кв. м транспортной и коммунальной инфраструктуры. Для обеспечения нужд этого района здесь появится торгово-развлекательный центр с двумя наземными уровнями и подземной парковкой. Помимо этого проект предполагает также прокладку внутриквартальных проездов и пешеходных зон, создание парка, благоустройство набережной и организацию на ней пешеходной зоны. Общая площадь рекреационных зон района составит 15 га.
Таким образом, вскоре рядом с современным стадионом международного уровня на месте бывшего аэродрома вырастет целый спортивный городок со всей необходимой инфраструктурой, который имеет все шансы стать излюбленным местом для отдыха и занятий спортом тысяч москвичей.  
 
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Щит «Татьяна» завершил строите...
В конце июня закончился демонтаж проходческого щита, который построил правы...
 
Архитектура для жизни: эстетик...
С 18 по 22 мая в столичном Центральном доме художника прошли V Московская Б...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”