«Большой Москве» — большие инвестиции

Как изменилась инвестиционная стратегия столичной мэрии

Новая инвестиционная политика Стройкомплекса Москвы направлена в первую очередь на интересы горожан, а не на извлечение сверхприбыли. Власти уверены в правильности своей позиции, инвесторы тоже не против таких условий. Какие проекты интересны инвесторам, на каких условиях мэрия готова работать с частным капиталом — в обзоре «Инженерных сооружений».
В 2012 году рост инвестиций в основной капитал Москвы составил 8,5% к уровню 2011 года, в 2013-м — порядка 6% (более 1,6 млрд рублей), такие данные приводит ГБУ «Городское агентство управления инвестициями». Консалтинговое агентство «PricewaterhouseCoopers» отводит российской столице девятое место в рейтинге 30 крупнейших мегаполисов мира по количеству масштабных строящихся объектов. В 2014 году в городе запланировано построить не менее 8,7 млн квадратных метров недвижимости, треть из них — жилые проекты.
 
За последние три года четверть всех московских детских садов и школ построены на внебюджетные средства

Со своей стороны Правительство Москвы обещает свести к минимуму административные барьеры. Первые успехи уже есть: в рейтинге Doing Business Россия, представленная Москвой как крупнейшим деловым центром страны, вошла в десятку государств, показавших наибольший прогресс в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, а также заняла первое место по эффективности проведенных реформ среди стран БРИКС.

Нынешний строительный бум отличается от аналогичного явления прошлого десятилетия: приоритет отдается проектам комплексной застройки, сопутствующая им социальная инфраструктура становится заботой не столько городских властей, сколько инвесторов. 
«Теперь инвесторы знают: если они хотят строить жилье, получая с этого прибыль, им необходимо преду­смотреть строительство в шаговой доступности школ, детских садиков, поликлиник и других объектов социнфраструктуры. Причем в том количестве, какое необходимо на конкретной территории с учетом количества проживающего там населения, — объясняет заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Со всеми инвесторами договорились, что они будут строить не только высокодоходное жилье, но и социальную инфраструктуру. В итоге количество введенных социальных объектов не сократилось, оно остается примерно на том же уровне, что и раньше, когда социалка возводилась исключительно на бюджетные средства». 
К разработке дизайна транспортных терминалов привлекаются ведущие мировые архитектурные бюро из Великобритании, Голландии, Японии, Южной Кореи и т.д.

 

В первой половине 2014 года за внебюджетные средства в Москве построили 4 детских сада, 3 физкультурно-спортивных объекта, 6 — здравоохранения, 3 — культуры, 24 гаража и паркинга и 20 производственных объектов.
 
Транспорт
«Участие инвесторов в строительстве социальных объектов способствует высвобождению значительной части бюджетных средств для развития необходимой транспортной инфраструктуры города», — считает руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Развитию транспортной инфраструктуры в новой инвестиционной стратегии столицы уделено особое внимание. Сейчас порядка 95% всех объектов строится за счет бюджета. Для сравнения: в Шанхае 58% транспортного строительства оплачивают инвесторы. При этом московские власти реализуют целый комплекс крупнейших в мире транспортных программ, в которые ждут притока частных инвестиций. 
Сегодня столичное правительство предлагает бизнесу поучаствовать сразу в нескольких крупных проектах. Уже стартовал конкурс на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта — от центра до МКАД. Магистраль станет платной, но, с учетом весьма непростой дорожной ситуации в столице, наверняка востребованной. По предварительным расчетам, интенсивность движения составит 40-60 тысяч автомобилей в сутки при непрерывной скорости движения около 100 км/ч. 
Еще один мегапроект — программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на пересечении линий метро, железной дороги, наземного общественного транспорта и личного транспорта. Концепция ТПУ заключается в балансе коммерческих и социальных функций (подробнее читайте в №2 (4) «Инженерных сооружений»). По оценкам Стройкомплекса Москвы, рядом с ТПУ может появиться около 5 миллионов квадратных метров недвижимости.
«Строительство транспортно-пересадочных узлов является новым трендом в развитии городов, и поскольку ТПУ — это точки, где пересекаются различные пассажиропотоки (с железной дороги, автомобилей и метро), они очень привлекательны для инвестора», — считает председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев. Впрочем, власти подчеркивают: первоочередное назначение ТПУ — социальное, то есть повысить комфорт общественного транспорта, сократить время поездок, снизить трафик на дорогах.
Привлечь частные инвестиции столичное правительство рассчитывает и в метро. В мае городская управляющая компания по реализации программы «Метро-2020» «Мос­инжпроект» заключила соглашение с «Китайской железнодорожной строительной корпорацией» (China Railway Construction Corp.) и «Международным фондом Китая» (China International Fund) о строительстве новой пятнадцатикилометровой линии метрополитена от Третьего пересадочного контура в «новую Москву». Ветку на свои деньги построят китайцы, а «отбить» затраты они смогут за счет строительства и дальнейшего распоряжения недвижимостью рядом с метро. 
Численность населения «новой Москвы» должна вырасти до полутора миллионов человек, при том что на момент присоединения она составляла только 250 тысяч
Кроме того, Стройкомплекс предлагает российским и зарубежным инвесторам построить две станции метро нового участка до Мытищ, стоимость каждой из них будет составлять 3 млрд рублей. Схема следующая: инвесторы построят станционные комплексы, а городской бюджет профинансирует строительство тоннелей между ними. 
Московские власти отмечают высокий интерес бизнеса к транспортным проектам. «Есть инвесторы, которые готовы участвовать в строительстве транспортных объектов — как подрядчики, так и кредиторы. Они готовы заходить своими компаниями, поставлять оборудование и строить, понимая, что Москва сейчас заявила амбициозные планы по строительству и метрополитена, и инфраструктуры», — рассказывает председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев.
 
Промзоны
Другой приметой перемен, происходящих в отрасли, стал процесс активного освоения промышленно-коммунальных территорий, стартовавший в прошлом году. В 2013 году в границах промышленных зон введено в эксплуатацию 1,3 млн кв. м недвижимости, в 2014 году ожидается увеличение этих показателей. Уже в первом полугодии на территории промзон введено в эксплуатацию 44 объекта недвижимости площадью 667 тыс. кв. м. Основной ввод традиционно приходится на вторую половину года, так что строительство еще примерно 1-1,5 млн кв. м недвижимости будет завершено там до конца 2014 года.
«Всего в городе 209 промзон на площади 7,5 тыс. га. Помимо собственно промышленных зон, в городе есть и другие территории, которые используются неэффективно: транспортно-логистические, складские зоны, и объем этих зон достигает порядка 15 тыс. га. Эти зоны выгодно расположены по отношению к центру города. Это огромный потенциал для развития, и, естественно, они представляют интерес для инвесторов», — обращает внимание советник мэра Москвы Андрей Шаронов. 
Застройку промзон рассчитывают осуществить гармонично: наряду с жильем (которое составляет не более трети от застройки) там должны появиться школы и детские сады, офисные и торговые объекты, где будут создаваться новые рабочие места. Помимо комплексного развития депрессивных территорий, реновация промзон решает глобальную транспортную задачу: они становятся новыми точками притяжения, оттягивая пассажиропоток из центра города. 
 
«Новая Москва»
Впрочем, самые большие возможности для инвесторов открываются в «новой Москве» — на территориях, присоединенных к столице в 2012 году. Планируется, что в целом в столице в ближайшие 20 лет построят более 200 млн кв. м офисной, жилой, выставочной недвижимости. И главной «точкой роста» станут новые территории.  
Структура землепользования на присоединенных территориях принципиально иная. Если в старых границах Москвы застроенные территории составляют 64,4%, а незастроенные — 35,6%, то для присоединенной части характерны обратные пропорции: застроенные территории — 19,8%, незастроенные — 80,2%. Таким образом, «новая Москва» предоставляет уникальные возможности для комплексного развития экономической и социальной сфер.
«На новых территориях сейчас можно наблюдать инвестиционно-строительный бум, — констатирует руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. — Если раньше здесь строили в среднем 250 тыс. кв. м недвижимости в год, то в 2013-м сдали более 2 млн. Помимо жилья, ведется активное строительство объектов социальной инфраструктуры».  
По его словам, общий объем инвестиций в жилую и нежилую недвижимость в нынешнем году может достичь 140 млрд рублей. Инвестиционная стоимость новых проектов на присоединенных территориях к 2035 году может составить больше 7 трлн рублей. 
Одних только дорог в «новой Москве» построят 137 км. Причем к развитию транспортной инфраструктуры планируется также привлечь частных инвесторов. Например, группа компаний «Мортон» прокладывает на присоединенных территориях 9 км дорожного полотна. Вложения в такие проекты выгодны и самим инвесторам — строительство дорог серьезно увеличивает капитализацию земли и тех объектов, которые будут построены ими возле этих магистралей.
«Импульс, который идет в Новомосковский и Троицкий округа, необходим и полезен как самому городу, так и всему Московскому региону. Для решения инфраструктурных вопросов требуются комплексные подходы, позволяющие интегрировать различные виды транспорта в единую систему. Качественным примером такого подхода может служить проект ТПУ «Саларьево». Он свяжет новую станцию метро «Саларьево» с сетью местных автобусных маршрутов, а также, благодаря вместительному паркингу, станет удобен автомобилистам, работающим в границах МКАДа», — комментирует председатель совета директоров ЗАО «СУ-155» Михаил Балакин. 
«Привлечение инвестиций — одна из задач экономической политики города. Мы пришли к выводу, что модель «город-предприниматель», при которой городская власть сама строит заводы, владеет компаниями, уходит в прошлое. Есть понимание, что городские власти должны обеспечивать условия, поддерживать и развивать среду, привлекать внимание местных и зарубежных бизнесменов к интересным и важным для города проектам. Оперируя спортивной терминологией, можно сказать: город должен быть прежде всего тренером. Устанавливать правила игры и не играть там, где хватает игроков рынка. Сейчас это принципиальная позиция Правительства Москвы», — резюмирует советник столичного градоначальника Шаронов. 
 
 
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Левкин: «Эталонными дол...
Интервью с руководителем Департамента градостроительной политики Москвы Сер...
 
Безбарьерное строительство
Снижение административных барьеров — путь к развитию строительной отрасли.
Дарья КНИГИНА
Инновационный кластер как драй...
Интервью бывшего мэра Троицка, члена градостроительного Совета Фонда «Сколк...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”