Полуостров надежд

Крымскую инфраструктуру подтянут к «большой» России инвестициями
Привлечение инвестиций в Крым — масштабная задача, стоящая сегодня перед региональными и федеральными властями. Сфер для капиталовложений на полуострове достаточно — это и строительство жилой и коммерческой недвижимости, и восстановление и дальнейшее развитие туристической инфраструктуры, и крупные транспортные проекты. По оценкам Министерства экономического развития РФ, в течение ближайших пяти лет в развитие инфраструктуры Крыма необходимо вкладывать ежегодно до 150-200 млрд рублей. Суммы колоссальные, однако и российские, и иностранные инвесторы считают строительные проекты в регионе достаточно привлекательными и окупаемыми. 
Весна 2014 года ознаменовалась событием международного масштаба: два новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь — вошли в состав Российской Федерации. Крымский полуостров оперативно перестроился на московское время, принял Конституцию, закрепляющую новый правовой статус региона, ввел в обращение российский рубль, перешел на российское законодательство. 
Новый регион принес России не только новые возможности, но и проблемы: инфраструктура Крыма крайне изношена, дорожно-транспортная система требует реконструкции, промышленный и аграрный секторы нуждаются в модернизации, сфера туризма заметно отстала и для дальнейшего развития требует значительных финансовых вливаний.
Проект федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма, подготовленный Министерством регионального развития РФ, предполагает выделение из бюджета 620 млрд рублей до 2020 года. Однако власти хотят задействовать также и механизмы государственно-частного партнерства. Наиболее открытыми для инвестиций (как отечественных, так и иностранных) являются сферы строительства транспортной и туристической инфраструктуры.
 
Строить и жить
Одна из первоочередных задач по повышению качества жизни населения Крымского региона — решение жилищного вопроса. По оценкам Министерства строительства и ЖКХ России, площадь аварийного жилья в Крыму составляет более 31 тыс. кв. м. «Сейчас жилье на полуострове находится в плачевном состоянии. И чтобы изменить ситуацию, потребуется много усилий, времени и средств. Но для нас принципиально важно, чтобы каждый житель полуострова чувствовал себя комфортно, и мы постараемся решить эту задачу», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. 
Для того чтобы решить проблему переселения жителей ветхих домов и сформировать класс доступного жилья, федеральные власти приняли решение подключить Крым и Севастополь к национальной программе «Жилье для российской семьи», которая предусматривает строительство домов и квартир эконом-класса. Под застройку уже определены первые четыре площадки, по ним готовятся заявки на вхождение в программу. В общей сложности в рамках жилищной госпрограммы в Крыму планируется построить около 300 тыс. кв. м жилой недвижимости. 
При этом власти рассчитывают на собственные строительные силы региона. «Очень важно, чтобы в реализации программы участвовали местные строительные компании. К примеру, в Севастополе расположен домостроительный комбинат, производственная мощность которого сегодня — 90 тыс. кв. м жилья в год», — поясняет министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень. 
Помимо государственного финансирования, в строительство жилой недвижимости планируется привлечь и частный капитал. Российские власти надеются и на поддержку местных представителей бизнеса, и на инвесторов из других регионов. Крым может привлечь инвесторов популярными среди туристов территориями на побережье моря, а также режимом особой экономической зоны, законопроект о создании которой появился в августе. 
Эксперты прогнозируют высокий интерес девелоперских компаний к участию в программах по строительству жилья, но с оговоркой — власти должны помочь решить проблемы с водоснабжением, реконструкцией и развитием авто- и железнодорожной сети.
 
Всероссийская здравница
Другим серьезным вектором развития Крымского региона может стать реновация туристической инфраструктуры. Сегодня туристический сектор полуострова — это 825 учреждений, 151 из которых специализируется на санаторно-курортном лечении, 224 — на услугах оздоровительного характера, 92 — на летнем детском отдыхе. 
Однако «курортное наследие» Крыма находится в запущенном состоянии: часть санаторных учреждений не соответствует российским санитарно-эпидемиологическим нормам, некоторые объекты находятся в полуразрушенном состоянии, есть проблемы с путями подъезда, благоустройством и т.д. По предварительным оценкам, чтобы восстановить туристическую инфраструктуру региона и «подтянуть» ее до уровня среднестатистического курорта Турции или Египта, может потребоваться около 1 млрд долларов.
Основным направлением в программе по восстановлению туристического потенциала Крыма должно стать санаторно-курортное лечение, считают эксперты. «Крым — это всесоюзная здравница. Такой концепции будут придерживаться и сегодня, потому что она опирается на фундаментальные факторы — природные ресурсы, геолокацию и климат. Интересными для строителей могут стать проекты, связанные с реконструкцией существенной части туристической инфраструктуры Крыма. Это дома отдыха, пансионаты и гостиницы. По моим прогнозам, эти контракты могут стать крайне привлекательными», — объясняет председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш.
Финансирование мероприятий по развитию туристической инфраструктуры Крыма предусмотрят в Федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ до 2018 года. В ее основе — государственно-частное партнерство. «Инвестиции в туристическую отрасль уникальны в экономическом отношении, — считает глава Ростуризма Олег Сафонов. — На 1 рубль, вложенный в туризм, идет гигантский синергетический эффект, поскольку параллельно развиваются транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли».
Российские бизнесмены уже присматриваются к новым возможностям для вложения капитала. Например, о намерении строительства в Крыму морского курорта мирового уровня стоимостью около 12 млрд рублей заявлял Руслан Байсаров. Согласно концепции, курорт должен включать в себя гостиничный комплекс, оздоровительный центр, спа-зону, развлекательный центр, сеть ресторанов, конгресс-холл, аквапарк, марину для яхт и т.д. Предполагается, что подобный курортный комплекс сможет принимать до 40 тыс. человек в год и поспособствует созданию 1300 рабочих мест.
 
Транспорт для прогресса
«Прорывное» развитие полу­острова, на которое рассчитывают федеральные власти, невозможно без кардинальной перестройки транспортной инфраструктуры. Инвестиции в данную сферу министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев оценивает в 100 млрд рублей.
«Новые регионы должны быть связаны с другими регионами нашей страны надежной транспортной системой, — ставит задачу премьер-министр страны Дмитрий Медведев. — Речь, конечно, идет о морских путях, о железных дорогах, об автомобильных дорогах, о новых авиамаршрутах. Кроме того, мы должны заняться реконструкцией и модернизацией аэропортов полу­острова. Надо обеспечить свободное передвижение людей и грузов в требуемых объемах».
Уже определены первоочередные объекты строительства и реконструкции автодорожной сети полуострова, по ним сейчас готовится проектно-сметная документация. Такими объектами станут участок трассы Симферополь — Алушта — Ялта, объездные дороги до Симферополя и Севастополя, участок трассы Керчь — Феодосия. Всю действующую дорожную сеть в регионе планируется отремонтировать по российским нормативам.
Железнодорожную сеть полу­острова также модернизируют. Советник председателя совета министров Крыма Рустам Темиргалиев называет в числе приоритетных проектов прямую ж/д линию Симферополь — Феодосия (около 120 км) с примыканием к линии на Керчь. Помимо этого, власти видят необходимость усиления железнодорожной ветки Керчь — Феодосия — Джанкой, протяженность которой составляет 207 км. Озвучивались также планы по соединению аэропорта Симферополя с центром города веткой аэроэкспресса. Кстати, сам аэропорт получит еще один современный терминал.
 
Россия наводит мосты
Стратегически важным объектом в развитии не только транспортной системы, но и всего региона в целом должен стать Керченский мост, который соединит Крым с территорией «большой» России. Соответствующее постановление Правительства РФ появилось на свет сразу после присоединения территории.
Это один из самых масштабных и сложных инфраструктурных проектов, сравнить который можно, пожалуй, только со строительством моста на остров Русский. Однако эксперты предупреждают: при строительстве Керченского перехода предстоит работать с гораздо более сложными геологическими и гидрологическими условиями. В проекте необходимо предусмотреть влияние сложных ледовых явлений, сильных течений, а также многометровых илистых отложений на дне пролива. 
Управление строительством моста поручено госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Рабочая группа по подготовке проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив уже рассмотрела 74 варианта расположения моста и его конструкций, включая комбинации с участками подводного тоннеля. В результате эксперты сочли оптимальным вариант строительства двух надводных двухуровневых мостов через остров Тузла с совмещенным железнодорожным и автомобильным движением. Длина первого моста над судоходной частью Керченского пролива между Таманским полуостровом и островом Тузла составит 6,1 км, длина второго моста, соединяющего остров Тузла и полуостров Крым, — 1,4 км. Перспективный трафик по Керченскому мосту к 2020 году может составить от 8 до 10 тыс. автомобилей в сутки, а пассажиропоток — до 6 млн человек в год.
Предельная стоимость моста через Керченский пролив, включая проектно-изыскательские работы, составляет 228,3 млрд руб. Такие данные содержит соответствующий проект постановления российского правительства. Основная нагрузка по строительству перехода ляжет на федеральный бюджет. 
Наибольшие затраты по возведению моста, согласно проекту, придутся на 2015-2017 годы: ежегодно на строительство планируется выделять по 60 млрд руб. Стоимость проектно-изыскательских работ, запланированных на 2014-2015 год, составит 7,3 млрд руб.
Обязанности по распоряжению средствами на строительство моста возложены на Федеральное дорожное агентство, а обязанности государственного заказчика по объекту капитального строительства — на управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства. 
Решение о том, какая компания получит заказ на выполнение подрядных работ, пока не принято. Интерес к проекту проявляет китайская компания «China Communication Construction Corporаtion», специализирующаяся на строительстве транспортной инфраструктуры. Решение о том, кто будет строить тоннель, примут по итогам конкурса, возможность участия в котором сегодня рассматривают такие крупные участники российского рынка, как «Бамтоннельстрой», «Мостотрест» совместно с УСК «Мост», «Волгомост», «Стройтрансгаз». Конкурс на строительство и эксплуатацию перехода объявят после подготовки технико-экономического обоснования проекта, закончить которое планируют к 1 ноября.
Завершить грандиозный транспортный проект рассчитывают менее чем за четыре года. «Мостовой переход должен быть открыт до конца 2018 года, — ставит задачу Президент России Владимир Путин. — Даже если он не будет на первых порах полностью эффективно загружен, все равно мы будем делать этот проект, что называется, на вырост, имея в виду, что загрузка обязательно появится, потому что нужно развивать и портовую инфраструктуру».
 
* * *
Безусловно, чтобы поднять инфраструктуру Крыма до российского уровня, требуются значительные финансовые вливания и серьезный объем работ. Однако многие эксперты считают, что полуостров при грамотном использовании его ресурсов и развитии территорий способен быстро стать самодостаточным. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов полагает, что благодаря Крыму и Сочи в перспективе Россия может вернуть треть тех денег, которые российские туристы тратят за границей, — а это около 1% ВВП.
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Транспортно-пересадочные узлы:...
Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми ...
 
Оценивая перспективы
Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли...
Алексей РАСХОДЧИКОВ
Кризис — время возможностей
Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие го...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”