Река течет, Москва меняется

Столичные градостроители пересматривают концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки
Она может стать главной рекреационной зоной или одной из основных транспортных магистралей столицы, однако до сих пор потенциал Москвы-реки не удалось реализовать в полном объеме. Новая попытка градостроителей интегрировать реку в пространство Москвы обещает закончиться успехом: в гранит должны одеть все ее русло, на месте давно не работающих заводов создать прибрежные жилые и прогулочные зоны, отодвинуть от воды автомобильные магистрали, пересмотреть навигацию и т.д. До конца года столичные власти планируют завершить международный конкурс на разработку концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Каким может стать будущее главной «водной артерии» столицы — в исследовании «Инженерных сооружений». 
 
Комплексный подход
На протяжении всей истории города Москва-река главным образом выполняла транспортную функцию: на ее берегах строили хранилища и склады, а в дальнейшем — целые заводы. Об эстетическом виде прибрежных зон фактически не заботились. 
В сегодняшнем виде берега Москвы-реки начали оформляться с 30-х годов прошлого века. Генеральный план 1935 года закреплял «целостное архитектурное оформление» набережных города. «Превратить набережные Москвы-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением, — говорилось в документе. — Развернуть застройку домами и архитектурно оформить набережные. Ввиду того, что набережные после обводнения и облицовки их берегов гранитом, а также проведения асфальтированных проездов станут лучшей по удобству для жизни частью города, застройку их производить только жилыми и общественными зданиями». 
В 1990-х годах идея интеграции набережных Москвы-реки в общественную жизнь города получила развитие: вокруг Центрального дома художника появился музей под открытым небом — Парк искусств «Музеон», активно развивались прибрежные территории Парка Горького, Нескучного сада, парка на склоне Воробьевых гор и т.д. 
Попытки пересмотреть роль Москвы-реки и приспособить ее для нужд современного мегаполиса предпринимались и в 2000-х годах. Правда, в большей степени они носили точечный характер и зачастую являлись слишком смелыми. Так, в частности, появилась идея построить под дном реки сеть паркингов или возвести отдельный парламентский центр на ее берегах. Исключением, пожалуй, стал офисно-деловой центр «Москва-Сити», который, впрочем, превратился в тяжелое наследие для новой столичной власти.
Наличие столь непохожих друг на друга частных проектов доказывает необходимость комплексной работы по развитию прибрежных зон Москвы-реки. Именно к такому выводу пришли в столичной мэрии. По заданию городских властей Институт Генплана Москвы собрал исходные данные о территориях, прилегающих к реке. Эта информация легла в основу технического задания для конкурса, на котором международные эксперты выработают концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке.
«Москва-река — это градостроительный проект мирового уровня, предполагающий реорганизацию 10 с лишним тысяч гектаров территории старой Москвы, входящей в зону влияния главной водной артерии столицы, которая должна стать настоящей живой осью города, подобной парижской Сене, — считает заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. — Опыт других мегаполисов мира показывает, что зона возле реки должна служить, в первую очередь, пешеходам, быть доступной для прогулок, для отдыха. А мы в Москве привыкли, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, доступ к реке отсутствует. Поэтому мы намерены частично отвести магистрали от реки, снять так называемый «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для всех. Кроме того, эта территория обладает огромным градостроительным потенциалом, который до сей поры практически не использовался. Проект предусматривает комплексное преобразование территорий — как застроенных, так и незастроенных». 
Москва-река и прилегающие зоны занимают 10% территории столицы — более 100 кв. км. В Институте Генплана Москвы подсчитали: общая протяженность береговой линии реки составляет 201 км, из них 68 км (34%) занимают природные и озелененные территории, 34 км (17%) — производственные и 24 км (12%) — общественные зоны, 16 км (8%) — жилые территории, 0,68 км (0,1%) — улицы, дороги и внешний транспорт. Неблагоустроенными остаются 59 км территорий вдоль береговой линии (29%).
По предварительным расчетам столичных властей, реновации подвергнут почти 10,5 тысячи га прибрежных территорий, среди них — производственные территории (25%), природные и озелененные (14%), неблагоустроенные территории (12%), общественные (11%) и жилые зоны (10%), а также улицы и дороги (10%).
 
Гляжу в тебя, как в зеркало…
В первую очередь, новое «лицо» обретут здания, расположенные на набережных реки. В Москве, в отличие, скажем, от Санкт-Петербурга, исторически не сложился так называемый единый речной фасад, т.е. образ восприятия города с реки. Чтобы изменить ситуацию, в Москомархитектуре предлагают ввести единый дизайн-код для строений, расположенных вдоль реки. Он будет определять такие параметры зданий, как например, соотношение высоты и ширины, общие пропорции и т.п. 
Проектирование сооружений близ реки налагает на архитекторов особую ответственность, уверены последние. «Река — это зеркало, в котором отражается город, и жители видят постройку дважды — и на берегу, и в отражении реки. Отсюда двойная ответственность — создать такой объект, который не стыдно будет показать в "зеркале"», —  рассуждает главный архитектор Института Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Кроме того, масштабную работу предстоит провести по благоустройству набережных — построить новые и обновить существующие. За счет этого увеличится количество и популярность зон отдыха на реке. «Рекреационная территория должна быть обжита, чтобы туда можно было прийти и провести время, как-то развлечься, т.е. прийти на территорию, которая не просто усажена деревьями, а каким-то образом обустроена для использования: велосипедные дорожки, освещение, чтобы это было безопасно-удобно-комфортно», — объясняет главный столичный архитектор Сергей Кузнецов. 
Идея по обустройству берегов Москвы-реки подразумевает создание удобной пешеходной зоны. Объединив набережные по всему городу, «можно будет с юга на север города ездить на велосипеде» по берегу, предлагает руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. Подобную «зеленую» велодорогу длиной 35 км создали несколько лет назад в столице Колумбии, и ежедневно десятки тысяч людей добираются по ней до работы и обратно.
Однако активное вовлечение набережных в число пешеходных маршрутов российской столицы осложняет низкая связность берегов: в городе действует 32 автомобильных моста, 7 железнодорожных и только 6 — пешеходных, а расстояние между мостами доходит до 17,5 км на юго-востоке города. Поэтому в концепции развития территорий близ Москвы-реки будет предусмотрено строительство дополнительных мостов. 
Для повышения привлекательности набережных Москвы-реки градостроители рассматривают возможность отодвинуть транспортные магистрали от водной глади. Именно по такому пути пошли парижские урбанисты: сначала там перекрывали транспортные магистрали вдоль набережных Сены на несколько часов в выходные дни, потом — на целый месяц летом, при этом обустраивая пляжи и зоны развлечений. Эксперимент закончился полным закрытием в 2012 году набережных для въезда транспорта. Другой пример «смены имиджа» городского водоема продемонстрировали власти Сеула. Существовавший в городе ручей Чхонгечхон в 1960-70-х годах спрятали в подземную трубу, а сверху — проложили автомагистраль. Спустя пару десятилетий назначение ручья изменилось коренным образом: воду, наоборот, «открыли», создав небольшой искусственный водоем в центре города, а вдоль него обустроили прогулочную зону с фонтанами, лавками, зелеными насаждениями. 
Яркой иллюстрацией благоустройства прибрежной территории в российской столице может служить Крымская набережная. Год назад здесь провели масштабную реконструкцию: закрыли автомобильное движение, проложили пешеходные и велодорожки, построили площадки для катания на велосипедах и роликовых коньках, расставили лавочки и фонари, разбили фонтаны, высадили деревья и кустарники, открыли кафе и магазины. Под Крымским мостом также обустроена прогулочная зона, что позволяет пешеходам сразу же попадать в соседний Парк Горького.
 
Стимул к развитию
Другим значимым направлением в обустройстве территорий вдоль Москвы-реки станет реновация промзон: на месте депрессивных производственных площадок появятся современные жилые и деловые кварталы. Градостроители ожидают, что это послужит стимулом для дальнейшего развития не только затрагиваемых территорий, но и города в целом.
В частности, перестройке планируют подвергнуть Западный речной порт, завод «ЗИЛ», Бадаевский пивоваренный завод и фабрику им. Сакко и Ванцетти, Московский судоремонтный и судостроительный завод, промзону в Филях, завод им. Хруничева, завод «Филикровля», завод железобетонных изделий и труб и т.д. 
Наиболее известный сегодня проект — реновация территории завода «ЗИЛ» в Нагатинской пойме. В ближайшие 10-15 лет здесь планируется построить жилье для более чем 30 тыс. жителей и офисные площади на 45 тыс. рабочих мест, в том числе — бизнес-инкубатор Nagatino iLand, а также социальную инфраструктуру. Кроме того, запланировано строительство спортивного квартала «Парк легенд», включая ледовый дворец «Арена легенд», который в 2016 году сможет принять Чемпионат мира по хоккею, центр водных развлечений с секцией синхронного плавания и комплексом водных развлечений для всех желающих, первый в России музей хоккейной славы, офисные здания для представителей Олимпийского комитета и Континентальной хоккейной лиги и т.д. Проектом предусмотрено сохранение производства, правда, в усеченном масштабе, и ряда исторических зданий завода — в качестве достопримечательности. Для удобства передвижения москвичей на территории ЗИЛа будет открыта новая станция Замоскворецкой линии метро «Технопарк».
Кроме того, на территории Нагатинской поймы планируется разбить парк с развлекательным комплексом, местами для отдыха и прогулок. В качестве одного из вариантов застройки территории называлось создание здесь московского аналога «Диснейленда»: в частности, голливудская компания «DreamWorks» заинтересовалась строительством в Нагатино зоны для аттракционов, включая колесо обозрения, детских и спортивных площадкок, павильона российской киностудии «Союзмультфильм», а также яхтенной школы, ледового катка, сети ресторанов и универмагов детских товаров и пр. Окончательное решение по данному предложению пока не принято. 
Остальные промзоны Москвы, расположенные вдоль реки, планируется перестроить по принципу ЗИЛа. Так, в июле стало известно о том, что многофункциональный комплекс появится на месте Западного речного порта: более 10 га территории, которые сегодня занимают здания и сооружения порта постройки 1930-х годов, превратятся в жилые и офисные кварталы. Кроме того, здесь появятся социальная инфраструктура, паркинги. Отдельно отмечается, что инвестор обязан будет благоустроить набережную у порта, сделав ее доступной для пешеходов.
Московские власти подчеркивают: реновация промзон главным образом направлена на создание новых рабочих мест. По подобному пути в свое время пошли власти столицы Соединенных Штатов. Вашингтонские градостроители в ходе переустройства территорий вдоль набережных оттолкнулись от идеи создания новых жилых районов и переноса рабочих мест в прибрежную зону. «За 5 лет построено 3 тыс. новых домов, создано более 35 тыс. рабочих мест, — рассказывает один из авторов проекта, партнер компании «Nelson Nygaard Consulting Associates» Кристина Рикс. — По завершении проекта предполагается, что в одном сегменте прибрежной территории будет построено 10 тыс. новых домов для 13 тыс. жителей, будет создано 100 тыс. рабочих мест, появятся бейсбольный и футбольный стадионы. Наша цель в данном случае состояла именно в том, чтобы 65% приезжающих в новый район горожан добирались туда, не используя автомобиль».
Девелоперы с интересом смотрят на перспективу застройки московских промзон, хотя и опасаются отсутствия массового спроса на такое жилье: за удачное месторасположение покупателю придется переплатить. «Промышленные зоны — сегодня едва ли не единственный резерв для строительства в пределах МКАД, — говорит генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. — В текущих рыночных условиях освоение промзон — это наиболее интересный формат проектов, который позволяет получить крупную комплексную застройку с диверсификацией рыночных сегментов и рисков. А расположенные рядом с Москвой-рекой площадки — вообще «лакомый кусочек» для девелоперов». 
Для массового покупателя месторасположение жилого комплекса у водоема находится далеко не на первом месте при принятии решения о покупке, уверена генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева: «Потребители в эконом-сегменте в первую очередь ориентируются на бюджет покупки, а также на такие характеристики недвижимости, как транспортная доступность, состояние социальной инфраструктуры, возможность вселиться в кратчайшие сроки. Поэтому нельзя назвать спрос на квартиры, расположенные у рек или водохранилищ, повышенным, более того — он почти всегда был относительно небольшим. Вид на реку стоит дополнительных денег, т.к. применяется дифференцированное ценообразование на квартиры». 
Эксперты считают, что застройка промзон пойдет быстрее, поскольку на этих территориях уже проложены коммуникации, останется только согласовать подключение к ним. Однако комплексная застройка подразумевает строительство социальной инфраструктуры — не все девелоперы готовы брать на себя дополнительные расходы.
 
Транспортная альтернатива
Говоря о преобразовании территории вблизи Москвы-реки, нельзя оставить в стороне саму реку, а точнее — ее транспортные возможности. Сегодня она в основном используется как грузовая магистраль и туристический маршрут. Пустить по Москве-реке полноценное пассажирское движение — идея, которую не первый год вынашивают в столичной мэрии.
Водный пассажирский транспорт никогда не составит конкуренцию метро или наземному транспорту, поэтому его задача — снизить нагрузку на дорожно-транспортную сеть, считает президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский. По статистике ФГУП «Канал им. Москвы», в 2012 году в Москве водный транспорт перевез 600 тыс. пассажиров. Это значит, что нагрузка на наземную дорожно-транспортную сеть сократилась на 6 тыс. автобусов в год (500 автобусов в месяц). Для сравнения: в 80-е годы водный транспорт перевозил до 2 млн пассажиров в год.
Среди преимуществ водного транспорта — время поездки: например, маршрут «Печатники — Китай-город» занимает 25 минут. Важно и то, что водный транспорт дает возможность связать удаленные территории без дополнительного строительства мостов и дорог. И конечно же, важную роль играет комфорт такого вида общественного транспорта.
«Для того чтобы водный транспорт стал действительно пассажирским (массовым), — считает Новгородский, — необходимо обеспечить стоимость проезда, сопоставимую со стоимостью проезда в метро, безопасность и благоустроенность причалов, интермодальность перевозок — согласованность работы наземного и водного транспорта».
В России уже имеется опыт включения реки в систему общественного городского транспорта. В 2010 году в Санкт-Петербурге появилось так называемое «водное такси», или аквабус. Водный пассажирский транспорт сначала запустили на четырех линиях, конечные пункты связывали центр города и спальные районы, остановки водного транспорта по возможности разместили ближе к станциям метро — для того чтобы пассажиры могли совершать удобные пересадки. Впрочем, три линии пришлось закрыть: одна оказалась нерентабельной, от обслуживания двух других отказались сами перевозчики. Сегодня в городе действует только один маршрут водного такси — Приморская линия: аквабусы ходят от Адмиралтейской набережной до метро «Старая деревня». Маршрут работает с мая по октябрь, интервал движения — от 15 до 30 минут в будние дни, стоимость варьируется от 50 рублей (детский тариф) до 300 рублей в выходные дни. 
Эксперимент по внедрению водного транспорта проводился и в Москве. В 2007 году работали три маршрута водного такси, однако из-за низкой востребованности и высокой стоимости проезда (400-500 рублей) проект себя не оправдал. Тем не менее, речники с оптимизмом смотрят в будущее и готовы поддержать развитие водного пассажирского транспорта в Москве. В 2009-2011 годах Национальная ассоциация судовладельцев разработала и представила мэру Сергею Собянину соответствующий проект и технико-экономическое обоснование по пяти пассажирским маршрутам. Документ пока находится на рассмотрении у градоначальника.
Урбанисты, развивая мысль о транспортном назначении Москвы-реки, предлагают альтернативное решение — монорельс. Как правило, его прокладывают над землей. Однако в мировой практике существуют примеры таких сооружений над рекой: опоры эстакад погружают в воду, и состав, получается, идет вдоль стенки набережной. «Работая на канатной тяге, монорельс может развивать скорость до 60 км/ч. Таким транспортом можно пользоваться и зимой, что крайне актуально для Москвы, где судоходство в холодное время года невозможно. При значительных затратах на подготовку реки для интенсивного судоходства идея с монорельсом не кажется такой уж футуристичной», — считает Андрей Гнездилов из НИиПИ Генплана.
 
***
«Сегодня у людей особый взгляд на качество городской среды, в которой они хотят жить: город открытый, удобный, не враждебный, безопасный — под эти критерии попадает и Москва-река. Примеры мировых столиц — Мадрида, Лондона, Парижа и т.д. — по обустройству территорий вдоль рек объединяет одно: переосмысливается суть реки, которая превращается в артерию культурной и общественной городской жизни. К этому будет стремиться и Москва», — оптимистичен Гнездилов. Какой именно предстанет перед москвичами главная столичная река через несколько лет — станет понятно после проведения конкурса на разработку концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, когда определят конкретные шаги этого проекта. 
 
 
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марс Газизуллин: «Парк «Зарядь...
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин — о ходе строительст...
 
Строительство метрополитена
Программа развития подземки предусматривает увеличение ее протяженности в п...
 
Москва спортивная
Москва является одним из признанных центров спорта не только в Европе, но и...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”