ТПУ: транспортно-пересадочные убеждения

Изменить отношение москвичей к транспортным проектам мэрии возможно передовыми социологическими методами
 
Несмотря на все плюсы программы развития транспортно-пересадочных узлов Москвы в целом, у жителей районов, где развернется строительство, она вызывает неоднозначную реакцию. Несколько первых проектов ТПУ столкнулись с активным сопротивлением и протестными акциями местного населения. Предотвратить подобные конфликты и найти способы достижения компромисса между градостроителями и жителями возможно при помощи социальных технологий.
В декабре 2013 года жители Алексеевского района потребовали от мэра Москвы Сергея Собянина и депутатов Мосгордумы ликвидировать ТПУ на станции метро «ВДНХ». По мнению горожан, транспортно-пересадочный узел «привлекает бомжей и наркоторговцев, а из-за автобусной станции и постоянного потока приезжих во дворах участились грабежи и нападения».
Аналогичная ситуация повторилась в феврале 2014-го в Царицино: причиной возмущения стали решение о сносе местного овощного рынка для размещения там ТПУ и опасения местных жителей по поводу того, что после ввода объекта в районе наступит транспортный коллапс. «Около метро «Царицыно» нет широких дорог. Более того, их нет и во всем районе. Улицы Царицыно перегружены уже сейчас, в основном жителями Восточного Бирюлево, не имеющими иного пути доехать домой. Учитывая пропускную способность улиц района, после строительства ТПУ и огромных торговых площадей, у нас будет транспортный коллапс», — говорится в обращении жителей к мэру, распространенному в интернете.
Новый очаг сопротивления вспыхнул в Тушино, где жители вышли на народный сход с требованием ликвидировать транспортно-пересадочный узел на станции метро «Планерная». Основной причиной недовольства здесь также стали опасения по ухудшению транспортной ситуации.
Таким образом, уже на начальном этапе реализации программы развития транспортно-пересадочных узлов градостроители столкнулись с трудностями: протесты горожан против ТПУ «Планерная», «ВДНХ», «Измайлово» и т.д. получили широкое освещение в СМИ, распространение в социальных сетях, привлекли внимание популярных блогеров и оппозиционных политиков. Транспортно-пересадочные узлы — явление новое и не совсем понятное большинству москвичей. Негативный информационный фон первых проектов ТПУ будет отражаться на следующих объектах, формируя отрицательное отношение к данному элементу транспортной инфраструктуры в целом.
 
Предупрежден — значит разоружен 
Не допустить очередные конфликты и изменить отношение населения к транспортно-пересадочным узлам — такую задачу ставит перед собой руководство ООО «Мосинж-инвест» — компании, отвечающей за строительство ТПУ в системе столичного метрополитена. К исследованию отношения жителей к проектам восьми транспортно-пересадочных узлов, реализацию которых «Мосинжинвест» начнет в ближайшей перспективе, компания привлекла ученых Института социологии Российской академии наук и экспертов Российского общества социологов. 
Исследования показали, что большинству жителей районов (51%) ничего не известно о планах по строительству ТПУ. О своей осведомленности о проектах заявили 45% опрошенных. Детальный анализ результатов исследования показывает, что эти «знания» носят поверхностный характер: в основном жители слабо представляют, что такое транспортно-пересадочный узел, для каких целей он проектируется, как будет выглядеть и функционировать. Реальная осведомленность населения не превышает 10-15%. Исключение составляет узел на станции метро «Кунцевская», где местные жители уже инициировали обращение в суд об отмене результатов общественных слушаний по проекту. 
Структура поддержки программы среди населения указывает на наличие определенных проблем. Так, при низком уровне информированности значительная часть горожан заведомо негативно относится к строительству ТПУ (13-37% в зависимости от района). Больше всего опасений вызывает грядущее строительство у жителей Новокосино, Митино и Кунцево.
У москвичей вызывает тревогу сам факт возможного изменения status quo их района, который они связывают со строительством ТПУ. Во многих случаях людей пугает перспектива превращения тихого и спокойного места проживания в шумный, многолюдный, перегруженный транспортом, мигрантами район, а объекта строительства — в долгострой. Кроме того, опрошенные среди причин негативного отношения к ТПУ указали на возможность появления следующих факторов: шум, грязь, перекрытие дорог, разрушение рекреационных зон и вырубка зеленых насаждений.
 
Таким образом, при росте уровня информированности населения или с началом строительства жители, не имевшие представления о ТПУ или державшие нейтралитет, могут пополнить ряды противников проекта.
 
В поисках компромисса
Исследование показало, что важным фактором является готовность населения принять строительство (по крайней мере, не препятствовать ему) в обмен на компенсационные мероприятия. Эти условия зависят от конкретных проблем района, решить которые горожане и хотят с помощью строительства ТПУ.
Запросами, характерными для всех районов, являются поликлиники для взрослых и спортивные центры. В Братеево, Косино-Ухтомском и особенно Новокосино востребованными объектами являются кинотеатры, клубы и прочие досуговые учреждения. В Кунцево и Хорошевском районе наблюдается нехватка продовольственных магазинов. Важным аргументом в пользу строительства ТПУ может стать создание там рабочих мест — такая потребность существует во всех районах предполагаемого строительства.
 
Все эти объекты могут быть включены в проекты ТПУ в виде предоставления помещений для медицинских центров, кинотеатров, клубов, доступных кафе, магазинов и офисных центров.
Таким образом, данные, полученные в результате исследования, позволяют сформировать конкретный перечень возможных проектных решений и компенсационных мероприятий для каждого района строительства. Реализовав пожелания местных жителей, градостроители могут склонить чашу весов на свою сторону: из непонятного для горожан транспортного объекта ТПУ превратится в необходимый элемент инфраструктуры района. 
Для выстраивания конструктивного диалога с москвичами необходима реализация комплексной кампании по информированию населения о программе развития ТПУ. В первую очередь, до горожан нужно донести информацию о том, чтó из себя представляют транспортно-пересадочные узлы, как они повлияют на градостроительную ситуацию, то есть продемонстрировать движение Москвы по пути развития ведущих мировых мегаполисов. Другой важной площадкой должна стать местная пресса, так называемые «районки», отвечающая за адресность донесения информации. На этом уровне и учитываются нужды и ожидания жителей района от проекта ТПУ. Кстати, одним из действенных инструментов могут стать специализированные сайты строящихся транспортно-пересадочных узлов, на которых горожане смогут получать оперативную и достоверную информацию о планах строительства и ходе работ.
Градостроительная политика в современном густонаселенном городе все больше зависит от позиции местного населения — одобрения либо неприятия строительных проектов. Избежать или свести к минимуму градостроительные конфликты можно за счет применения социальных технологий, включающих выяснение мнения жителей, грамотную информационную кампанию, а в сложных ситуациях — внесение изменений в проекты. Своевременная и качественная реализация предложенных мероприятий позволит безболезненно пройти процедуру общественных слушаний и существенно снизить конфликты в период проведения строительных работ.  
 
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”