Центральная тема

Зачем и как в столичном регионе создают деловые районы

Экономическая стабильность, инвестиционная привлекательность, эффективная правовая база, большой объем потребительского рынка и наличие развитой бизнес-инфраструктуры сделали сегодняшнюю Москву не только экономической столицей России, но и подающим большие надежды претендентом на статус одного из финансовых центров мира. Это потребовало от города определенных шагов по корректировке градостроительной политики. Москва, воспользовавшись мировым опытом, решила пойти по пути создания мегапроектов, которые призваны сосредоточить в себе основную деловую активность, оттянув ее от исторического центра города, что должно способствовать более равномерному распределению рабочих мест и, соответственно, нагрузки на транспортную инфраструктуру.

Международная градостроительная практика уже давно пришла к необходимости формирования внутри города районов концентрации деловой и финансовой активности. Например, первым подобного рода деловым центром стал лондонский Сити, сосредоточивший в себе более 500 банков, офисы брокерских контор, страховых, юридических и бухгалтерских компаний. В настоящее время в Сити работает более 300 тысяч человек. Свой «сити» есть и у Нью-Йорка — Манхэттен с его небоскребами давно известен как финансовая столица мира. Современный квартал Ля Дефанс в Париже стал ярким примером городского многофункционального комплекса. Он изначально задумывался как деловой центр, который освободит историческую часть города от государственных учреждений и офисов, создающих транспортную проблему и нарушающих эстетическую целостность старой части города.
 
«Что сделано, то сделано»
К концу ХХ века московские власти также пришли к необходимости создания многофункционального международного делового центра в российской столице. «Создание концентрированной деловой зоны позволит Москве занять по праву принадлежащее ей место в ряду финансово-деловых столиц мира. Крупнейшие города мира, такие как Нью-Йорк, Париж, Лондон, Торонто, Токио и т.д., обладают своими «сити» — центрами деловой активности. Создание деловой зоны в центре столицы, в достаточной близости от Кремля, но за границами Садового кольца позволит вернуть историческому центру города его культурно-исторические функции, разгрузить центр Москвы от потоков транспорта, улучшить коммуникационные связи между представительствами крупнейших компаний, банков и фирм», — говорится в постановлении столичного Правительства «О финансировании работ по Московскому международному деловому центру Москва-Сити», вышедшем еще в 1995 году.
Идея создания Москва-Сити родилась в конце 1980-х годов. Градостроительную концепцию делового центра разработала группа ведущих московских архитекторов под руководством Бориса Тхора. Для строительства бизнес-района выбрали участок на Краснопресненской набережной. Общая площадь комплекса, утвержденная на данный момент, составила около 4,2 млн квадратных метров. 
Подготовка к строительству делового центра началась еще в 1992 году, однако полностью воплотить проект в жизнь так и не удалось — концепция его не раз менялась, на отдельных участках стройку заморозили, а на некоторых и вовсе отменили.
ММДЦ «Москва-Сити» на 20 лет стал самым обсуждаемым проблемным долгостроем. Многие эксперты отмечают его неудачное расположение — заложенный слишком близко к Кремлю, район никак не может оттянуть деловую активность от центра. Высокая стоимость земель при полном отсутствии инфраструктуры и коммуникаций (раньше на этом месте располагалась промзона) также не оправдывает выбор места для комплекса подобного масштаба. Несвязанность с сетью городских дорог создает огромную транспортную проблему. Кроме того, планируемые в проекте 300 тыс. рабочих мест совершенно не обеспечены ни городским транспортом, ни парковкой для личных автомобилей. Архитектурная концепция ММДЦ также получила довольно неоднозначную оценку специалистов. Сами же москвичи не раз высказывались о том, что «безумные небоскребы Москва-Сити лучше сразу снести».
К задуманному еще при предыдущем мэре деловому центру быстро прирос ярлык «лужковского стиля», а заступивший в 2010 году на пост градоначальника Сергей Собянин вообще окрестил комплекс «градостроительной ошибкой». 
Отказываться от проекта все же не стали, а решили провести «работу над ошибками». «Что сделано, то сделано, — объяснил Сергей Собянин. — Необходимо довести эту стройку до конца и обеспечить этот объект стоянками, дорогами, подъездами, чтобы не случился транспортный коллапс». Однако, по примерным подсчетам, за десять лет на решение транспортных проблем в этом районе уже ушло около 100 млрд рублей, и это далеко не предел.
При этом нельзя сказать, что сегодня Москва-Сити пользуется бешеной популярностью у арендаторов офисных площадей. На деловой комплекс «Москва-Сити» ориентируются в основном компании, которым нужны офисы от 10 000 кв. м, а таких не так уж много. В результате, по оценкам брокеров, в объектах ММДЦ пустует 35-40% офисных площадей класса А. Ситуация может измениться, только когда завершатся основные строительные работы и будет решен вопрос с инфраструктурой. 
Уже ведутся активные работы по созданию крупного транспортно-пересадочного узла, который будет состоять из действующей станции «Выставочная» Филевской линии метро, недавно запущенной станции «Деловой центр» строящейся Калининско-Солнцевской ветки и станции «Деловой центр» Третьего пересадочного контура метро. Кроме того, в районе делового центра построят станцию «Сити» Малого кольца Московской железной дороги. Также в ММДЦ появятся семь автомобильных развязок и пять пешеходных переходов.
 
Еще один центр
Стоит отметить, что у делового центра «Москва-Сити» начали появляться более разумные, с градостроительной точки зрения, «конкуренты». Например, на территории Рублево-Архангельского, не так давно присоединенного к Москве, планируется создание Международного финансового центра. Его концепция предусматривает строительство офисов, арендного жилья, коммерческой и социальной инфраструктуры. Предпроект МФЦ разработан ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» и предполагает общий объем строительства около 5,5 млн кв. метров.
Территориально МФЦ окажется в гораздо более выгодном положении: примерно 18 км до Кремля, 15 км до Дома правительства, 13 км до Москва-Сити, около 20 км до аэропортов «Внуково» и «Шереметьево». 
На первый взгляд, строительство еще одного «сити» в Москве не является целесообразным. Однако если обратиться к тому же международному опыту, то мы увидим: в Лондоне, например, сосуществуют два района концентрации бизнес-процессов. Кроме Сити, в британской столице есть еще Кэнэри-Уорф — деловой район в восточной части мегаполиса, застройка которого продолжается по сей день. 
В нашем случае МФЦ в Рублево-Архангельском не станет на 100% дублирующим Москва-Сити районом, а будет иметь свою специализацию. «Мы наблюдаем интересную тенденцию: если взять Лондон и Нью-Йорк, то в этих городах, как правило, по два деловых района. Международный финансовый центр — это именно то, чего в Москве совершенно точно не хватает, учитывая коммуникации, которые должны происходить между банками. В Москве 95% банковской системы — это десять государственных банков, из которых половина активов принадлежит Сбербанку. И если мы посмотрим на расположение штаб-квартир этих десяти банков, которые, собственно, и есть весь наш банковский сектор, то увидим, что они разбросаны по всей Москве. Создание единой площадки в Рублево-Архангельском с привлечением в новый район штаб-квартир консалтинговых, юридических и других компаний могло бы решить проблему живой банковской среды», — считает руководитель Московского подразделения группы компаний Thomson Reuters Алексей Новиков.
Еще на этапе создания концепции власти стараются предусмотреть не только логическую, но и транспортную связь планируемого МФЦ с деловым центром «Москва-Сити». Так, в одном из вариантов транспортной схемы появилась магистраль между обходом Одинцова и Новорижским шоссе, из-за чего, правда, общая сумма транспортного каркаса для МФЦ выросла до 162 млрд рублей. Как поясняют эксперты, цель строительства этой автомагистрали — связать финансовый центр и ММДЦ системой скоростных платных дорог.
 
Равнение на Москву
Кроме проекта МФЦ появляются и другие идеи по созданию крупных деловых районов в столичном регионе. В конце прошлого года губернатор Московской области Андрей Воробьев объявил о планах строительства «сити» в Одинцове, Красногорске, Котельниках и Железнодорожном. Цель строительства этих бизнес-центров глава региона видит в создании рабочих мест в области, чтобы ее жители не ездили каждый день в Москву.
Подмосковные власти планируют, что первую очередь многофункционального комплекса «Котельники-Сити» введут уже через 5-7 лет. При этом бизнес-центр своими масштабами будет сопоставим с деловым центром «Москва-Сити». «Это будет комплекс с высотным строительством, современной архитектурой, с метро, которое будет выходить в стилобатную часть комплекса», — объясняет заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин. Кроме того, там планируется строительство жилья, создание производственного кластера и транспортно-пересадочного узла. Сейчас идет разработка технического задания.
Эксперты оценивают такой проект весьма неоднозначно — трудно понять, кто будет формировать спрос. Удачно расположенные бизнес-центры в Подмосковье с низкими арендными ставками в перспективе могут привлечь арендаторов, но конкурировать с уже существующим ММДЦ «Москва-Сити» они не смогут.
Стоит отметить, аналогов Москва-Сити в России на данный момент нет. «Сейчас здесь построено около 500 тыс. кв. метров, планируется еще 1,5 млн кв. метров. Две трети площадей — офисные, сейчас больше строится апартаментов. Офисы здесь снимают 150 компаний, причем более половины из них — российские», — поясняет начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева.
 
 
Градостроительный баланс
Что касается дальнейшего развития деловых кластеров в самой столице, то здесь эксперты едины во мнении — необходимо более равномерно распределить бизнес-активности, в том числе вынося их за пределы «старой» Москвы. «Если использовать градостроительный подход, то лучше не концентрировать внимание на каком-то определенном проекте. Оптимальным было бы разместить компании частично по разным площадкам. Это помогло бы избежать ежедневного затора — такого, как например, в Москва-Сити, когда сотрудники центра, окончив рабочий день, пытаются выехать домой. Таким образом, все, что будет располагаться за МКАД, станет дополнительным для Москвы деловым центром, в котором, при правильном воплощении, можно было бы удобно жить и работать, если все полностью реализовать на одной территории», — считает генеральный директор Vesco Construction Вадим Ивкин.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отмечает, что важной составляющей новой градостроительной политики должно стать создание полифункциональных районов, которые не пустели бы после окончания рабочего дня. «Сегодня мы пришли к тому, что нельзя просто закачивать деньги в строительство дорог и дорожной инфраструктуры. Это бесконечная гонка. Необходимо достигать определенного баланса в застройке, когда человек работает и живет в одном месте», — поясняет главный архитектор.
 
Несмотря на не самую оптимистичную ситуацию в мировой экономике в целом, Россия, по словам экспертов, сейчас является довольно привлекательной инвестиционной площадкой. Чтобы привлечь и удержать инвесторов, крайне важно создавать комфортную бизнес-среду. Поэтому строительство нескольких крупных деловых кластеров в Москве выглядит вполне разумным — вопрос  только  в  качестве  реализации.  
 
 
 
 
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марс Газизуллин: «Парк «Зарядь...
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин — о ходе строительст...
 
Строительство метрополитена
Программа развития подземки предусматривает увеличение ее протяженности в п...
 
Москва спортивная
Москва является одним из признанных центров спорта не только в Европе, но и...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”