Кольцо больших надежд

ЦКАД — транспортный каркас Москвы, Подмосковья и всей России
 
 
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — долгожданный инфраструктурный проект, стартовавший летом прошлого года, — должна снизить транзитный поток через Москву, разгрузив основные магистрали столицы. ЦКАД — это еще и ключевой элемент панъевропейских транспортных коридоров, который позволит в полной мере освоить транзитный потенциал страны.
Расширение границ Москвы, рост уровня автомобилизации превратили Московскую кольцевую автодорогу (МКАД) в магистраль городского значения. Столичным властям даже пришлось ввести ограничения для движения грузового транспорта. Через четыре года у МКАД появится альтернатива — Центральная кольцевая автодорога. При этом ЦКАД — объект значимый не только для Москвы и Московской области, это проект федерального значения.
«Чтобы разгрузить МКАД, перенаправить эти потоки в обход Москвы, был предложен проект Центральной кольцевой дороги. К 2018 году центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных коридоров, востребованным как для участников экономической деятельности, так и для граждан», — ставит задачу Президент России Владимир Путин.
 
Поэтапное строительство
В качестве одного из вариантов трассировки нового кольца рассматривались возможности использования полосы отвода и конструктивных элементов Московского малого кольца (ММК, трасса А-107, известная как «малая бетонка») и Московского большого кольца (МБК, трасса А-108, «большая бетонка»). Однако эти дороги проходят через множество крупных населенных пунктов Московской области (Звенигород, Голицыно, Бронницы, Электросталь, Ногинск и т.д.), и для создания скоростной магистрали пришлось бы проводить серьезное переустройство дорог. В итоге ЦКАД запроектирована как новая магистраль. Она пройдет на расстоянии 400-800 м от Московского малого кольца. 
Общая протяженность Центральной кольцевой автодороги составит почти 530 км. Строительство трассы разделено на этапы. Так, первый пусковой комплекс включает отрезок протяженностью 118 км между автодорогой М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь». В составе данного отрезка 26 августа 2014 года стартовало строительство участка ЦКАД, который пройдет по территории городского округа Домодедово, Подольского района, Троицкого административного округа «новой Москвы» и Наро-Фоминского района Московской области. На участке длиной в 50 км планируется возвести четыре развязки в разных уровнях, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады.
Второй пусковой комплекс — участок ЦКАД протяженностью 121 км от трассы М-1 «Беларусь» в обход города Клин до строящейся скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. От этой трассы начнется третий участок, который пересечет автодорогу М-8 «Холмогоры» и достигнет магистрали М-7 «Волга». Длина участка составит 105 км. На четвертом этапе ЦКАД продлят на 96 км до трассы М-4 «Дон». 
Наконец, пятый пусковой комплекс — «ответвление» непосредственно от кольца, реконструкция участка трассы А-107 («малая бетонка») протяженностью 87 км от начала обхода новой кольцевой дороги города Наро-Фоминск до трассы Москва — Петербург. 
Первоначально кольцевую магистраль будут строить с четырьмя полосами для движения транспорта, позже на отдельных участках трассы организуют от 6 до 8 полос. ЦКАД станет автомобильной дорогой первой категории с расчетной скоростью движения 150 км/ч (допустимую скорость установит ГИБДД). Магистраль оснастят современными системами управления дорожным движением и средствами экстренной связи. Вдоль трассы устроят стоянки для отдыха водителей и зоны дорожного сервиса, а кроме того — вертолетные площадки. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду на некоторых участках установят шумозащитные экраны, а для очистки дождевой воды, попадающей с трассы в ливневую канализацию, построят специализированные очистные комплексы.
ЦКАД — концессионный проект: строительство магистрали финансирует не только государство, но и частные инвесторы. Интерес к проекту уже проявили китайские банки. Общая стоимость Центральной кольцевой автодороги оценивается в 300 млрд рублей. «Отбить» вложенные средства инвесторы смогут после ввода магистрали, проезд по ряду участков которой сделают платным, а малая и большая «бетонки» выступят в качестве бесплатных альтернативных маршрутов. 
 
Основная задача ЦКАД — «убрать» большегрузный транспорт с Московской кольцевой автодороги
 
План-«перехват»
Основная задача ЦКАД — «убрать» большегрузный транспорт с Московской кольцевой автодороги. Сегодня большинство фур, следующих через Москву транзитом, вынуждены заезжать на МКАД. И то только в ночное окно. Днем водителям приходится дожидаться положенного часа на подмосковных транзитных стоянках. В итоге грузоотправители теряют время и деньги, а МКАД в ночное время превращается в переполненную грузовиками трассу. С появлением нового кольца большегрузы будут «перехватываться» на подступах к столице. Одни фуры просто объедут Москву по новой кольцевой, другие — остановятся в логистических центрах на ЦКАД, где грузы пересортируют и отправят далее мелкими партиями (в центр города или в соседние города-регионы). 
Впрочем, как отмечают эксперты, с решением последнего вопроса немного опоздали: «Когда только было объявлено о проекте новой кольцевой магистрали, предполагалось, что вдоль ЦКАД создадут крупные логистические центры, которые позволят на подходе к Москве решать вопросы перераспределения грузовых потоков. Но время шло, ЦКАД не строилась — и в итоге такие центры начали строить гораздо ближе к Москве, на радиальных магистралях. Теперь вывести их обратно будет гораздо сложнее — потребуются дополнительные затраты», — считает первый проректор, заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), доктор технических наук Павел Поспелов. 
Однако профессор не отрицает: проект ЦКАД крайне актуален для транспортного узла Московского региона. «В Московской области сеть дорог в принципе не очень развитая, так что любое дорожное строительство в Подмосковье — это только плюс, — расуждает он. — ЦКАД позволит за счет повышения скоростей движения перенести транспортные потоки и нагрузку с МКАДа. Так что проект Центральной кольцевой дороги обоюдно интересен как городу, так и области». 
Хотя ЦКАД проектировалась как дорога Московской области, после 2012 года часть территории, по которой пройдет новая кольцевая, вошла в состав Москвы. Это накладывает свой отпечаток на дальнейшее развитие трассы в пределах города. «Столичный» участок протяженностью 22 км пройдет на расстоянии 50 км от МКАД по территории Троицкого административного округа — от деревни Дмитрово до деревни Жедочи. Предполагается, что в границах города на новой магистрали построят две развязки на пересечении с Калужским шоссе и в районе 26-го пикета (участок примыкания к существующему малому бетонному кольцу в районе Апрелевки), а также путепровод через Варшавское шоссе.
«ЦКАД станет новой транзитной дорогой вокруг Москвы, этот проект облегчит жизнь автомобилистов, которые ездят по МКАД, радиальным направлениям, — уверен мэр Москвы Сергей Собянин. — В целом, ЦКАД изменит всю территориальную схему развития Московского региона, сделает ее более внятной, планомерной и более комфортной для мегаполиса».
Столичные власти обещают завершить основные работы по строительству московского участка ЦКАД  по графику — до конца 2018 года. Сегодня главная задача Москвы — «подвести» свои магистрали к ЦКАД, в первую очередь — Калужское шоссе, которое будет реконструировано 
на участке между МКАД и ЦКАД. На первом этапе участок магистрали от МКАД до поселения Воскресенское («новая Москва») планируется расширить до 8-10 полос и построить десять транспортных развязок в двух уровнях (эстакад или тоннелей) на пересечениях с примыкающими дорогами. Кроме того, в 2013 году проведена реконструкция развязки на пересечении Новоясеневского проспекта с Профсоюзной улицей, открыта эстакада выезда с улицы Генерала Тюленева на Профсоюзную улицу, через год планируется завершить реконструкцию развязки на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы. Таким образом, столичные власти сначала обеспечивают комфортный выезд транспорта за МКАД, далее — по Калужскому шоссе до Центральной кольцевой магистрали. В перспективе ЦКАД, МКАД и реконструированное Калужское шоссе составят единую транспортную схему «новой Москвы», отмечают в мэрии.
Столичные власти уже заявили: в прилегающих к ЦКАД районах на территории «новой Москвы» создадут несколько центров градостроительного развития с жилой и коммерческой недвижимостью. По оценкам руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, только в четырех точках роста (поселения Новофедоровское, Вороновское, Кленовское и Краснопахорское) можно создать более 400 тыс. новых рабочих мест. «Эти центры смогут обеспечить занятость населения не только данных поселений, но и прилегающих к «новой Москве» районов Подмосковья», — считает Жидкин. Отдельно столичные власти подчеркивают, что развитие прилегающих к ЦКАД территорий будет вестись согласно единому проекту планировки, что поможет избежать стихийной застройки. 
Собственную концепцию развития территорий вдоль ЦКАД готовят и в правительстве Московской области. По словам губернатора Андрея Воробьева, к ним уже начали поступать заявки на открытие новых агропромышленных предприятий и логистических центров. Такие центры должны находиться на равном удалении от Московской кольцевой автодороги, но в то же время обладать хорошей транспортной доступностью, и ЦКАД может сыграть ключевую роль в реализации этих проектов, считают в подмосковном правительстве.
 
***
ЦКАД знаменует новый этап экономического развития центрального региона России, поскольку дорога свяжет между собой не только Москву и Подмосковье, но и соседние регионы — Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Рязанскую, Калужскую, Тульскую и Смоленскую области. Кроме того, реализация этого проекта призвана обеспечить стабильное развитие экономики как столичного региона, так и страны в целом. Центральная кольцевая представляет собой новый каркас транспортных коридоров из Европы в центральную Россию и далее — Азию. Это международные транспортные коридоры №2 «Лондон — Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород», №9 «Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — юго-восточная Европа», МТК «Север-Юг» и МТК «Хельсинки — Москва — Нижний Новгород». 
«Проект ЦКАД, безусловно, крайне 
важен для Москвы и Московской области. Однако его значение не ограничивается рамками двух регионов, — подчеркивает министр транспорта России Максим Соколов, — ЦКАД позволит в полной мере освоить транзитный потенциал Российской Федерации, станет вехой международных панъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории Московской области».
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Транспортно-пересадочные узлы:...
Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми ...
 
Оценивая перспективы
Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли...
Алексей РАСХОДЧИКОВ
Кризис — время возможностей
Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие го...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”