26.01.2015  

Отзывы на статью В.П. Самойлова «Перспективы восстановления отечественной отрасли щитового машиностроения»

«Перспективы восстановления отечественной отрасли щитового машиностроения»
Опубликованная в №2(4) «Инженерных сооружений» статья В.П. Самойлова получила большой резонанс в профессиональном сообществе. В редакцию поступило несколько рецензий от разных организаций, в том числе от заведующего кафедрой мостов и транспортных тоннелей МАДИ, профессора Л.В. Маковского, а также от директора филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены», к.т.н., доцента Е.В. Щекудова и главного научного сотрудника филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены», д.т.н. В.А. Гарбера. Рецензенты отмечают актуальность поставленных в статье В.П. Самойлова вопросов о необходимости возрождения в России отрасли щитового машиностроения. «Инженерные сооружения» публикуют один из отзывов, пришедших в редакцию.
 
Шультяев О.А. — заместитель директора по науке НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники 
 
Исаев О.Н. — заведующий сектором геотехники линейных подземных сооружений НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, кандидат технических наук 
 
Шарафутдинов Р.Ф. — научный сотрудник сектора геотехники линейных подземных сооружений НИИОСП 
им. Н.М. Герсеванова, кандидат технических наук
 
Опубликованная статья В.П. Самойлова «Перспективы восстановления отечественной отрасли щитового машиностроения» актуальна и своевременна.
Автор длительное время занимался вопросами разработки новой щитовой техники в нашей стране. Он достоверно описал реальное положение дел, которое сегодня сложилось в России в области производства тоннелепроходческих механизированных комплексов, предназначенных для строительства подземных линейных сооружений (тоннелей метро, коммуникационных тоннелей и др.), и предложил пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в отрасли.
Предложение о восстановлении отечественной отрасли щитового машиностроения, на наш взгляд, важно также в силу ряда дополнительных факторов, на которых остановимся ниже.
 
Первый фактор
Одним из наиболее актуальных вопросов при тоннелировании в условиях плотной городской застройки является обеспечение минимального влияния строительства на окружающий грунтовый массив, существующие здания и сооружения. Как показал опыт НИИОСП по геотехническому мониторингу многочисленных строительных объектов г. Москвы, использование зарубежных тоннелепроходческих комплексов далеко не всегда гарантирует низкоосадочную проходку, так как тоннелепроходческий комплекс, как правило, разрабатывается под грунтовые условия страны-изготовителя.
В случае применения подобного оборудования в российских грунтах картина часто иная: например, переборы грунтов в водонасыщенных отложениях могут достигать 5…10%, осадки земной поверхности — 10 см и более.
Одной из причин таких больших переборов, кроме отличия в грунтовых условиях, является низкая квалификация персонала, выполняющего проходческие работы. Очень часто бывает, что в строительных организациях большая «текучка» кадров, и импортную технику эксплуатируют специалисты, не имеющие необходимого опыта. Для выполнения действительно низкоосадочной проходки требуется контроль квалификации сотрудников и их периодическая переаттестация, которую должны выполнять разработчики оборудования.
Крайне важно наличие «под рукой» представителей разработчиков щитового оборудования, которые могли бы оказать техническую поддержку, участвовать в постоянной отладке и доводке технологических процессов применительно к грунтовым условиям объекта. Для импортных щитов это практически невозможно. Помощь если и бывает, то это разово и дорого. У проходческой организации не всегда на это имеются время и деньги.
Все вышеизложенное существенно влияет на безопасность подземного строительства.
 
Второй фактор
Вопрос восстановления отечественной отрасли щитового машиностроения становится особенно актуальным в условиях сложившейся геополитической ситуации и возможности дальнейшего расширения санкций стран-изготовителей и стран-потребителей проходческого оборудования в отношении друг друга. В ближайшее время могут возникнуть проблемы с техническим сопровождением и обслуживанием импортной техники — поставками комплектующих для работающих проходческих комплексов, разработкой специальных режимов работы, рекомендациями по подбору составов инъецируемых в заобделочное пространство растворов и др.
Конечно, восстановление отрасли, разрушенной в последние два десятилетия, потребует огромных усилий, так как в значительной степени оказался утерянным накопленный годами опыт отечественной школы конструирования и изготовления щитовых машин. Потеряны конструкторские и научные кадры отрасли.
Считаем, что особое внимание необходимо уделить разработке ТПМК, которые бы позволили вести низко-осадочную или безосадочную (сегодня этот термин часто носит лишь рекламный характер) проходку под зданиями, сооружениями и подземными коммуникациями. Это позволит сократить затраты по защите объектов окружающей постройки. Здесь необходимо использовать отечественный опыт устройства тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой, накопленный в г. Москве.
Предложение В.П. Самойлова о создании в рамках вновь созданного Минстроя РФ отдельного Управления по подземному строительству считаем правильным. По нашему мнению, кроме задач, связанных с восстановлением научно-технического потенциала и отечественной машиностроительной базы щитового метростроения, данное подразделение должно уделить внимание также вопросам развития и разработки других видов отечественного гео-технического оборудования (установок для устройства буронабивных и других видов свай, конструкции «стена в грунте», оборудования для бестраншейной прокладки подземных коммуникаций и др.), повышения экономичности и безопасности подземного строительства, минимизации рисков негативного влияния на окружающую застройку и существующие инфраструктурные объекты.
 

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”