Московское метро: к новым рекордам!

Перспективы метростроения в российской столице.
15 мая 2015 года исполнилось ровно 80 лет с тех пор, как в московское метро спустились первые пассажиры. Начавшись с одной линии в 11 километров, столичный метрополитен рос и развивался: сегодня в нем действует 12 линий общей протяженностью почти 330 км. И это не предел — четыре года назад в столице стартовала программа строительства метро, благодаря которой к 2020 году в московском метрополитене прибавится более 160 км линий метро и 78 новых станций.
— Московское метро — один из самых быстрых и надежных метрополитенов мира, а по уникальности оформления станций ему вообще нет равных, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. — Сегодня мы реализуем масштабную программу развития московского метро. Прокладывая стальные рельсы в жилые районы и центры деловой активности, обновляя подвижной состав, улучшая качество обслуживания пассажиров, город делает метро еще ближе и комфортнее для миллионов москвичей.
Современная подземка должна максимально соответствовать динамике роста мегаполиса, уверены в руководстве города. И задача на ближайшие годы — в полтора раза увеличить протяженность линий подземки.
— Это обеспечит шаговую доступность к самому быстрому, комфортному и популярному общественному транспорту Москвы для подавляющего числа горожан, — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Долгожданные станции получат жители районов Солнцево, Ховрино, Дегунино, Косино и Некрасовка, будет построено Второе кольцо подземки,
что позволит разгрузить уже существующие пересадочные станции, оптимизировать трафик и сделать передвижение еще более быстрым и удобным для пассажиров. Метро даст новый толчок развитию и самих этих территорий, их более активному вовлечению в экономику города.
 
«Догнать» развитие города
Значение метрополитена для такого крупного мегаполиса, как Москва, переоценить невозможно — на долю метро приходится около половины всех пассажирских перевозок в городе, за сутки в подземку спускается до 9 млн человек, а за год — порядка 2,5 млрд. При этом по своим показателям — 327 км линий, 196 станций — московское метро отстает от показателей метрополитенов крупнейших мировых мегаполисов. В институте Генплана Москвы приводят следующие цифры для сравнения: в европейских мегаполисах — Лондоне, Париже и Берлине — протяженность линий условно сопоставима с московским метро — 408, 220 и 151 км соответственно, однако количество перевозимых пассажиров в год сравнительно меньше, чем в российской подземке: 1,2, 1,5 и 0,5 млрд человек соответственно.
Развиваясь по принципу радиально-кольцевой структуры города, московский метрополитен получил ряд связанных с этим проблем. Во-первых, перегруженные пассажиропотоком станции Кольцевой линии и внутри нее, куда пассажиры едут для того, чтобы пересесть на другую ветку. Согласно данным института Генплана Москвы, перегрузку испытывают порядка 47% линий метро в центре столицы. Во-вторых, загружены в часы пик и конечные станции радиальных линий: по утрам жители окраинных районов столицы и Подмосковья перемещаются в центр города, вечером — обратная миграция. Третья проблема заключается в том, что метро присутствует далеко не во всех районах города. Вне транспортной доступности от метро (на расстоянии более 2-2,5 км) проживает около 2,5 млн человек — более 20% населения города. А значит, этим людям приходится пользоваться дополнительным транспортом, чтобы добраться до станции метрополитена — отсюда пробки на дорогах и увеличение времени, которое жители города тратят на одну поездку по городу.
— Увеличение мобильности населения в будущем неизбежно, возрастет и количество пассажирских перевозок, — отмечает руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев. — По нашим подсчетам, метро будет перевозить до 3,5 млрд человек ежегодно. И поэтому Правительство Москвы уже сейчас предпринимает меры, чтобы «сдвинуть» эту проблему. Наше метро сегодня испытывает колоссальную нагрузку, при этом отстает по протяженности не только от мировых мегаполисов, но и от жилищного и офисного строительства 1990-2000-х годов в самой Москве. Необходимо наращивать протяженность линий — на сегодня московскому метро не хватает как минимум 150 км линий, чтобы «догнать» развитие города в целом и позволить пассажирам передвигаться на метро в более комфортных условиях.
4 мая 2012 года столичное правительство приняло судьбоносное для развития метрополитена и всего города Постановление №194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства московского метрополитена в 2012-2020 гг.», согласно которому до 2020 года в столице планируется построить более 160 км линий метро и около 80 новых станций.
 
Первые результаты
Программа строительства московского метро на сегодня является одной из самых масштабных в мире и самой крупной для истории отечественного метростроения — такими темпами метро в Москве строилось разве что во времена всесоюзных строек СССР. На сегодняшний день построено и введено в эксплуатацию около 30 км новых линий метрополитена, 14 новых станций.
В столичной подземке достроен южный участок Люблинско-Дмитровской линии до «Зябликово», открыты станции «Новокосино» Калининской линии, «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии и «Пятницкое шоссе» Абратско-Покровской линии, построен участок Бутовской линии от «Старокачаловской» до «Битцевского парка» и Калининско-Солнцевской линии от «Делового центра» до «Парка Победы», заработал отрезок Таганско-Краснопресненской ветки от «Выхино» до «Лермонтовского проспекта» и открылась станция «Спартак», которую заложили еще в 1970-е годы, а в конце 2014 года для пассажиров заработала станция «Тропарево» на юге Сокольнической линии.
В ближайшее время планируется открыть для пассажиров станцию «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии. Она станет завершением продления линии на юго-восток. Выходы со станции ведут как на территорию Москвы, так и в подмосковный город Котельники. До конца года, как ожидается, начнет действовать участок Сокольнической линии от «Тропарево» до «Саларьево». «Румянцево» и «Саларьево» станут первыми станциями метро, открытыми на территории «новой Москвы».
В свой юбилейный год столичная подземка ожидает окончания работ на двухсотой по счету станции метро. По предварительным данным, ею может стать «Петровско-Разумовская» на новом отрезке Люблинско-Дмитровской линии. В ближайшее время здесь должны достроить три станции, а всего на северном участке «салатовой» ветки запроектировано шесть станций — от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» — с перспективой продления линии далее на север.
На Замоскворецкой линии планируется завершить строительство станции «Технопарк». Она будет обслуживать сотрудников и посетителей бизнес-центра «Нагатино-ЗИЛ» и разгрузит автомобильные магистрали в районе. Примечательно, что строительство станции ведется на действующем перегоне «зеленой» ветки, без остановки движения поездов. На Замоскворецкой линии появится еще одна станция — «Ховрино», она расположится на севере города и позволит облегчить транспортную ситуацию в районе пока что конечной станции «Речной вокзал».
В будущем году на юго-запад придет Калининско-Солнцевская линия — метро от «Парка Победы» пройдет через район Раменки и выйдет к Солнцево, а в дальнейшем протянется до Новопеределкино и Рассказовки. К 2020 году планируется связать строящийся Солнцевский радиус и действующую Калининскую линию — таким образом будет сформирована новая ветка метро, соединяющая восток и юго-запад Москвы.
На конец 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию новой Кожуховской линии, которая пройдет из Некрасовки в центр города, частично дублируя Таганско-Краснопресненскую линию, и это позволит «снять» часть пассажиров с последней.
Кроме того, в настоящее время идет проектирование еще одной линии метро в «новую Москву» — до деревни Столбово. Предполагается, что ветка пройдет вдоль Калужского шоссе, на участке длиной 18 км возведут 8 станций: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово» и «Сосенки». В проекте строительства этой линии могут поучаствовать китайские коллеги — переговоры о возможном привлечении зарубежных метростроителей ведет Стройкомплекс Москвы.
 
Новое кольцо — новые перспективы
Самым крупным проектом программы «Метро-2020» является строительство Третьего пересадочного контура (ТПК), или Второго кольца московского метро. Новая кольцевая пересечет все радиальные линии и позволит пассажирам совершать пересадки, не заезжая в центр города и на сильно перегруженную действующую Кольцевую. По Второму кольцу быстрее будет передвигаться тем, кому надо доехать, скажем, до соседнего района. Например, путь от «Калужской» до «Севастопольской» сейчас занимает не менее 35 минут с двумя пересадками, а с появлением Второго кольца поездка по прямой займет не более 10 минут. Столько же понадобится на дорогу от «Сокольников» до «Электрозаводской» вместо нынешних 22 минут.
Протяженность нового кольца — около 60 км, заработать целиком оно должно к 2020 году. Строительство ведется поэтапно, первый участок могут открыть уже в следующем году. Этот отрезок включает станции «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». Если учесть, что на отрезке от «Делового центра» до «Парка Победы» уже более года работают поезда Солнцевского радиуса и что в 2016 году Калининско-Солнцевскую линию планируют запустить до Солнцева, получится фактически целая новая линия подземки протяженностью порядка 30 км, соединяющая северные районы столицы и юго-западные.
Второе кольцо метрополитена строится с расчетом на запуск еще одной кольцевой — Малого кольца Московской железной дороги, которое станет альтернативным видом городского общественного транспорта с удобной инфраструктурой для пересадки на другие виды транспорта, в том числе метро, благодаря сети транспортно-пересадочных узлов. Вместе они образуют «восьмерку» на транспортной карте Москвы — кольцо метро пройдет ближе к действующей Кольцевой линии на севере города, на юге — на расстоянии до 10 км от нее, в то время как МКЖД, наоборот, располагается ближе к центру города на юге и дальше — на севере.
Стоит отметить, что программой «Метро-2020» развитие столичной подземки не ограничивается — в НИиПИ Генплана Москвы ведутся проработки различных вариантов дальнейшего строительства метро в столице — до 2035 года и далее. После формирования второй кольцевой линии внимание метростроителей переключится на создание вылетных линий на периферию — в Молжаниново, Химки, Мытищи, Балашиху и т.п. Сегодня при строительстве новой кольцевой проектируются поворотные съезды для новых веток метро. Сформировав такие «заделы», в будущем — в случае принятия соответствующих градостроительных решений — можно будет воспользоваться этими транспортными коридорами. В Стройкомплексе не исключают возможности строительства метро до Троицка, Рублево-Архангельского и аэропорта Внуково.
 
Стимул к развитию прилегающих территорий
Строительство новых станций метро в районах, где ранее подземки не было, позволяет градостроителям решать сразу несколько задач. За счет близости метро снижается количество автомобильного и общественного транспорта в районе — соответственно, уменьшаются пробки на дорогах и улучшается экология местности. За счет улучшения транспортной доступности увеличивается спрос на квартиры, расположенные вблизи станции метро, — хорошая транспортная доступность актуальна для жителей, соверщающих ежедневные поездки по городу. Девелоперы фиксируют рост стоимости квартир с появлением метрополитена в среднем на 15-25%.
Такой критерий, как хорошая транспортная доступность, становится ключевым при выборе жилья, особенно в массовом сегменте, считают эксперты. Как отмечает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», роста цен можно ожидать на очевидной стадии активных строительных работ, когда прогресс уже виден и понятны сроки ввода. «Как только до открытия станции остается 1-1,5 года, начинается самый активный рост цен на недвижимость в данной локации на 15-20%, в частности, в новостройках массового сегмента (и в меньшей степени в проектах бизнес-сегмента). Так, после открытия новых станций метро стоимость квадратного метра в жилых комплексах «Новая Пресня» («Шелепиха», 2015 г.), «Некрасовка» и «Некрасовка Парк» («Некрасовка», 2015 г.) увеличится несущественно, так как основной рост цен уже произошел. При этом ценник квартир в ЖК «О7» («Аминьевское шоссе», 2017 г.) и ЖК «Ривер Парк» («Нагатинский затон», 2019 г.), вероятно, увеличится на 15-25%», — приводит примеры девелопер.
«Открытие метро в том районе, где раньше не было подземки, как правило, прибавляет 10-15% к стоимости недвижимости на локальном рынке», — подтверждает слова коллеги генеральный директор компании ООО «Ривер Парк» Лариса Швецова. Объект, возводимый компанией, находится вблизи будущей станции «Нагатинский затон» Второго кольца метро. «Сейчас цены в нашем проекте пока еще остаются на доступном уровне, однако не стоит забывать, что комплекс находится в стадии строительства. Соответственно, динамика повышения стоимости квартир будет гораздо выше», — отмечает спикер. Эксперты уверены: большинство покупателей объектов недвижимости массового сегмента обращают пристальное внимание на наличие станции метро в непосредственной близости от жилого комплекса, особенно если новостройка располагается далеко от центра или в районах, отличающихся высокой загруженностью транспортных магистралей. Немаловажным преимуществом является также сопутствующая инфраструктура, как правило, развивающаяся вблизи станции метро — магазины, торгово-развлекательные центры, рестораны и социальные объекты, которыми пользуется большое количество людей.
За счет улучшения транспортной доступности увеличивается инвестиционная привлекательность района, в котором располагается метро, а также всего города. «Куда мы приводим метро, туда приходят инвестиции, — не раз подчеркивал заммэра Москвы Марат Хуснуллин. — Пришло метро в Саларьево — и сразу объявились инвесторы с заявками на право разрешения строительства вокруг станции. Хотя раньше это была депрессивная территория». А с началом реализации проекта по строительству станции «Румянцево» здесь появился крупный офисно-деловой центр на 30 тысяч рабочих мест. За счет таких проектов деловая активность столицы постепенно сдвигается на периферию, ослабляя интенсивность транспортных и пассажирских потоков в центре города.
Отдельным проектом в улучшении транспортной инфраструктуры города станет строительство сети транспортно-пересадочных узлов. Они формируются, в том числе, на базе станций метрополитена и позволят соединить различные виды транспорта — метро, железную дорогу, общественный наземный и личный — в единую структуру, что обеспечит больший комфорт пассажиров при пересадке с одного транспорта на другой.
Инжиниринговый подход
Сегодня работы по строительству московского метро развернуты более чем на 150 стройплощадках, на которых трудятся более 35 тысяч человек, работает 22 тоннелепроходческих щита. По 5-7 километров путей метрополитена в год вводилось в столице в последние годы, а начиная с 2017-го этот показатель должен достигнуть 20 километров. За прошедший 2014 год удалось не только ввести в эксплуатацию новые линии и станции, но и выйти на рекордные показатели по общему объему строительных работ — так, на сегодняшний день на различных стадиях строительства находится порядка 60 км линий.
Для того чтобы реализовать столь масштабную программу строительства метро, к работе привлечены лучшие российские специалисты, используются передовые отечественные технологии, а также опыт зарубежных коллег — например, на проектах Кожуховской линии и Второго кольца метро заняты испанские проектировщики.
Для упрощения и ускорения процесса метростроения в Москве столичными властями было принято решение сконцентрировать координацию программы развития метро в едином центре — управляющей компанией по строительству метро выбрано АО «Мосинжпроект», 100% акций которого принадлежит городу.
Под контролем единого оператора проводится комплексная работа над проектами метро — изыскание, освобождение площадок, проектирование, закупки оборудования и материалов, строительство и пуск в эксплуатацию — «Мосинжпроект» сдает объекты под ключ. Благодаря этому за последние годы на строительстве метро городу удалось добиться экономии в среднем на 25-30% (для сравнения: этих средств хватит, чтобы построить около 40 км новых линий метро). Стоимость снижается, в том числе, благодаря большим объемам закупок, ликвидации цепи посредников между подрядчиками и субподрядчиками, внедрению типовых проектов станций метро и т.д.
— Реализуя программу строительства объектов метрополитена, «Мосинжпроект» осуществляет управление и координацию всех строительных работ, отвечает за сроки, стоимость и качество работ и несет всю полноту ответственности за возможные риски, — отмечает генеральный директор АО «Мосинжпроект» Константин Матвеев. — Будучи компанией, на 100% принадлежащей Москве,
«Мосинжпроект» напрямую заинтересован в ускорении строительства метро и снижении стоимости строительных работ, и каждый сэкономленный рубль возвращается в бюджет города и идет на решение социально значимых задач. Являясь крупнейшей инжиниринговой компанией, мы стремимся к оптимизации технологий управления большими проектами. Уверен, накопленный нами опыт и в дальнейшем будет востребован как в столице, так и других городах России.
В компетенцию «Мосинжпроекта» также отдана реализация ряда проектов по строительству транспортно-пересадочных узлов на базе станций метрополитена.
— Вопрос организации строительства метро и развития территорий вокруг него требует единого координирующего центра, — говорит заместитель мэра Марат Хуснуллин. — Необходимо построить метро — раз, необходимо построить транспортно-пересадочный узел — два. Необходимо, как минимум, спроектировать всю инфраструктуру вокруг в радиусе пешей доступности — три. При этом у всех участков, на которых будет вестись строительство, могут быть разные владельцы. В таких масштабных инвестиционных проектах должен быть один главный оператор, который будет учитывать интересы всех вовлеченных структур.
 
 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Левкин: «Эталонными дол...
Интервью с руководителем Департамента градостроительной политики Москвы Сер...
 
Безбарьерное строительство
Снижение административных барьеров — путь к развитию строительной отрасли.
Дарья КНИГИНА
Инновационный кластер как драй...
Интервью бывшего мэра Троицка, члена градостроительного Совета Фонда «Сколк...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”