02.09.2015  

Перспективный вектор развития общественного транспорта

Николай Залесский| Младший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики

Успешность глобального города, к коим относится и Москва, во многом зависит от качества жизни горожан: это тот фактор, который способствует росту экономики, конкурентоспособности на глобальном уровне, подтверждению статуса важнейшей точки диффузии инноваций для громадной территории. Надежное транспортное обеспечение — залог успешности города как с точки зрения экономики, так и с точки зрения привлекательности и комфортности проживания. Такой город, как Москва, нуждается в транспорте самого высокого качества, который позволит перевозить значительные массы пассажиров на большие по меркам агломерации расстояния с высокой скоростью. При этом автомобильный транспорт в сложившихся планировочных и градостроительных условиях не сможет справиться с подобной задачей.
Любая тяжелая рельсовая система городского транспорта, будь то метро или электрички, обладает максимальной провозной способностью и скоростью — как раз то, что надо для такого города, как Москва. Недостаток наземного железнодорожного транспорта — невозможность качественно обслужить центральную часть города, отчуждение значительных территориальных ресурсов. Именно поэтому метрополитен стал опорой всей транспортной системы города.
Московское метро находится в мировых лидерах по показателям провозной способности, надежности, безопасности. В Москве достигнут уникальный показатель частоты движения — до 40 пар поездов в час. Учитывая вместительный подвижной состав, получается, что за час одна линия метро в одном направлении может перевезти население среднего по российским меркам города. За тот же час силой дюжины действующих линий, перевозящих пассажиров в двух направлениях, возможно перевезти все население третьего по численности города России. Демонстрацию примерно такой напряженной работы москвичи могут наблюдать в утренний или вечерний часы пик.
Очень важно, что городские власти от автомобильно-ориентированного вектора в политике пришли к вектору развития общественного транспорта вообще и метрополитена как основы сложившейся транспортной системы. Подобная смена парадигмы для любого сопоставимого по численности населения и плотности города в западных странах произошла лет 40 назад, после ровно тех же ошибок, что происходили в послесоветское время в Москве. Похоже, власти признали, что автомобильное счастье обеспечить всему городу не получится ни при каких условиях, и постепенное изменение доли в распределении инфраструктурного бюджета города говорит об этом.
Конечно, метрополитен не может покрыть все возможные ниши городского транспорта, поскольку его сооружение и эксплуатация крайне дорогостоящи. Для полноценной работы системы необходимо органичное и сбалансированное развитие всех видов транспорта агломерации, и позитивные подвижки в данном направлении налицо. Кроме того, растет интенсификация использования расположенных наиболее удачно по отношению к центру города территорий, в первую очередь — промзон. Метро приходит в новые районы, становясь гораздо удобней для большого количества горожан.
Поэтому в ближайшее время число пассажиров в метро наверняка прибавится, а роль его в общей системе будет только возрастать. При этом предпринимаемые усилия по развитию сети позволят снизить наполняемость подвижного состава, а обновленный парк вагонов еще больше повысит уровень комфорта пользователей.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Транспортно-пересадочные узлы:...
Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми ...
 
Оценивая перспективы
Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли...
Алексей РАСХОДЧИКОВ
Кризис — время возможностей
Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие го...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”