03.12.2015  

Пять лет новой градостроительной политики Москвы

Комплексный подход к формированию современного и комфортного мегаполиса.
Сухие цифры говорят о том, что прошедшая пятилетка деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, скорее всего, войдет в историю столицы как время решительного разворота в сторону современного, комплексного и комфортного развития города. В рассматриваемый период территория Москвы увеличилась в 2,5 раза, а годовой бюджет вырос на 300 млрд рублей, что почти на четверть превышает уровень предыдущих пяти лет.
— Осуществив переход к правильному планированию городского пространства, к комплексной застройке городских территорий, активизировав процесс создания новых точек роста и масштабного строительства транспортной инфраструктуры, мы открыли новые возможности для инвестиционно-строительного сообщества, — так прокомментировал реализацию новой градостроительной политики

заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на открытии очередного Московского урбанистического форума.— Время подтвердило правильность принятых решений — об этом свидетельствуют и динамика инвестиций в основной капитал, и динамика ввода недвижимости в Москве.
Напомним вкратце основные направления реализации обновленной стратегии развития города.
Прежде всего, это комплексное и активное развитие транспортной инфраструктуры, включая территории, прилегающие к новым и реконструированным транспортным объектам. Направление с самого начала считалось приоритетным, поскольку транспортная проблема Москвы безоговорочно признавалась наиболее острой и болезненной практически всеми экспертами, специалистами и самими жителями города. Всего несколько лет тому назад город буквально стоял на грани транспортного коллапса: высокий уровень автомобилизации (390 автомобилей на 1000 жителей против максимума в 380 автомобилей, предусмотренного Генпланом) при крайне низкой плотности улично-дорожной сети грозил практически полной остановкой движения.
Вторым направлением новой градостроительной политики, несомненно, стало присоединение и развитие новых территорий, которое можно с уверенностью назвать историческим решением. Проект «новая Москва» позволит оптимизировать движение, снизить нагрузку на городскую инфраструктуру и преломить критическую ситуацию, сложившуюся в связи с так называемой «маятниковой миграцией». В свете этого главной задачей Стройкомплекса Москвы является формирование на присоединенных территориях новых точек роста экономики и развития периферийных территорий.
Третьим, не менее важным, направлением стала реновация территорий промышленного и коммунального назначения, промзон, стагнирующих практически в центре города, создавая печально известный «ржавый пояс» Москвы. Сегодня эти территории активно вовлекаются в процесс создания комфортной городской среды, что коренным образом сказывается на облике Москвы.
Конечно, решение столь масштабных задач не было бы возможным без реорганизации самого Стройкомплекса, руководством которого принят комплекс организационных и административных решений, способствующих оптимизации процесса реализации градостроительной политики Правительства Москвы.
Прежде всего, это интенсивная работа по пересмотру и совершенствованию градостроительной документации, обновлению Генерального плана Москвы и Правил землепользования и застройки. На начальном этапе реализации новой градостроительной политики удалось в кратчайшие сроки пересмотреть более тысячи существовавших ранее инвестиционных проектов по застройке городских территорий. Данные меры предпринимались в условиях тесного взаимодействия с бизнес-сообществом, которое по достоинству оценило преимущества новых принципов градостроительного развития Москвы. В итоге удалось осуществить постепенный и плавный переход от печально известной точечной застройки города к комплексному освоению его территорий. Строительство недвижимости в столице достигло высоких показателей: за 5 лет построено более 40 млн кв.м, что составляет 10% от существовавшего фонда в Москве.
К принципиально важным решениям с уверенностью можно отнести также оптимизацию административных процедур, связанных со строительством, и перевод всех государственных услуг по выдаче разрешительной документации на строительство в электронный вид.
Но «становым хребтом», фундаментом всех преобразований стало принятие масштабной программы развития транспортной инфраструктуры, доля которой достигает 70% в Адресной инвестиционной программе (АИП) Москвы, которая всесторонне определяет политику развития города на период до 2017 года. Заложенные в нее параметры создают необходимые условия как для будущего развития, так и для привлечения внебюджетных инвестиций. Объемы финансирования важнейших для Москвы проектов не только сохранены, но и увеличены по ряду направлений. Строительная политика, определяемая в АИП, предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию сотен объектов, имеющих прямое влияние на экономику Москвы и увеличивающих ее валовый продукт.

Ставка на рельсовый транспорт
В чем же заключаются главные особенности развития транспортной инфраструктуры столицы и каких успехов добился строительный комплекс?
Стоит отметить самую масштабную в истории столицы программу развития метрополитена, на реализацию которой в АИП отводится 60% бюджета. Выполнение намеченных планов позволит увеличить протяженность московского метро в 1,5 раза по отношению к уровню 2010 года.
В дальнейшем речь идет о строительстве и сдаче в эксплуатацию к 2025 году 183 км новых линий, 83 станций и 15 электродепо. По прогнозам, это позволит вдвое сократить количество москвичей, не имеющих пока доступа к метро, а также существенно снизить среднее время поездки по городу.
Что удалось сделать на сегодняшний день? За пять лет в Москве построено 34 км новых линий и 18 станций, а также 6 депо. Это почти в полтора раза превышает результаты предыдущей пятилетки. Всего же объемы строительства подземки с 2010 года выросли в четыре раза, и сегодня оно по праву считается крупнейшим в мире по объемам и темпам. На сегодняшний день в проектировании и строительстве находится 64 км путей, 35 станций и 5 депо. Важнейшим проектом является строительство Третьего пересадочного контура (ТПК), который будет внедрен в существующую систему метрополитена. Новое кольцо длиной в 61 км будет иметь 17 пересечений с радиальными ветками, 7 — с радиальными направлениями железной дороги и 2 — МКЖД. ТПК позволит значительно разгрузить пассажиропоток радиальных линий и даст развитие прилегающим к новым станциям метро территориям. С учетом интеграции метрополитена с обновленной Московской кольцевой железной дорогой (МКЖД) это автоматически выводит Москву в число мировых лидеров инфраструктурного строительства наряду с Китаем.



Что касается непосредственно включения МКЖД во внутригородские пассажирские перевозки, то работы по этому проекту близятся к завершению. На 54 км обновленной дороги в начале следующего, 2016 года, начнет функционировать 31 остановочный пункт, при этом 21 из них будет являться частью транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект МКЖД, бесспорно, является одним из самых масштабных, реализуемых Правительством Москвы. До 100 пар современных скоростных поездов будет курсировать по МКЖД к 2025 году, а пассажиропоток к тому времени достигнет уровня 300 млн человек в год.
Таким образом, у города появится дополнительное «кольцо» полноценного наземного легкого метро, связанного с сетью метрополитена и радиальными направлениями железных дорог, основными городскими автомобильными магистралями, в том числе строящимися Северо-Западной и Северо-Восточной хордами. В ходе строительства реализуется возможность пересадки на 11 линий метро и ТПК, а также 9 радиальных направлений РЖД. При этом городские территории площадью 10800 га, прилегающие к МКЖД, получат возможность для интеграции в процессы комплексного городского развития. Речь, прежде всего, идет о депрессивных, заброшенных землях промышленных и коммунальных предприятий.
Интеграция всех видов городского транспорта и выстраивание новой городской транспортной логистики были бы невозможны без программы строительства транспортно-пересадочных узлов на станциях метро и на станциях железной дороги. Всего планируется ввести в эксплуатацию 169 капитальных ТПУ, строительством которых занимаются четыре оператора: ГУП «Московский метрополитен», АО «Мосинжпроект», ОАО «МКЖД» и «РВ-Метро».
Стоит особо отметить, что границы разработки 158 ТПУ утверждены в 2014 году, тогда же разработаны проекты планировки по 41 ТПУ и еще по 14 ТПУ были проведены публичные слушания.

Расширение дорожной сети
За пять лет подход к решению проблемы развития транспортной инфраструктуры изменился самым кардинальным образом. Москва больше не является мировым лидером по пробкам, согласно рейтингу ведущего международного агентства Tom Tom. Этого результата удалось достичь во многом благодаря активному строительству и реконструкции дорог. Основные магистрали Москвы расширяются с учетом обязательного формирования выделенных полос для общественного транспорта. Идет масштабная замена устаревших «клеверных» дорожных развязок на современные транспортные развязки с направленными эстакадами-съездами, что существенно повышает скорость потока. Вместо дорогостоящих и бесперспективных решений по созданию новых транспортных колец формируются такие хордовые направления, как Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, а также Южная рокада. Тем самым в традиционно кольцевой схеме дорожной инфраструктуры столицы, берущей свое начало в средневековье, на наших глазах реализуется прорывной проект, «открывающий» город. Кроме того, в Москве активно создаются дублеры наиболее загруженных транспортных магистралей — такие, как Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта. Связанность районов города усиливается за счет формирования поперечных дорожных направлений.



Всего за пять лет в Москве построено и введено в эксплуатацию свыше 400 км дорог, что в 2,5 раза превышает результаты предыдущего пятилетнего периода. Также построено 112 искусственных сооружений и 139 пешеходных переходов. В рассматриваемый период времени протяженность городских дорог увеличилась более чем на 10% от уровня 2010 года. Число искусственных дорожных сооружений выросло более чем на 20%, а пешеходных переходов — более чем на 35%. Реконструкции подверглись восемь вылетных магистралей, создано более 150 км выделенных полос и 350 заездных карманов для обеспечения беспрепятственного движения общественного транспорта. Реконструировано также 14 транспортных развязок, восемь из которых расположены на пересечениях с МКАД.
Как общий результат работы в направлении улучшения транспортной ситуации в городе — по результатам исследования компании TomTom, Москва по показателю загруженности дорог с непопулярного 1-го места в этом рейтинге (которое она занимала в 2012-2013 гг.) ушла по итогам 2014 года на 4-ю позицию (после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро).

Развитие новых территорий
Что касается реализации проекта «Новая Москва», то стоит подчеркнуть, что на протяжении последних трех лет половина строящейся и вводимой недвижимости приходится на присоединенные территории, а также на промзоны внутри «старой» Москвы. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет на территории «новой Москвы» появится более 1 млн рабочих мест и будут созданы условия для постоянного проживания 1,5 млн человек. Это один из крупнейших проектов подобного рода, требующий тщательного подхода к планированию и созданию особых точек роста, рассчитанных на перспективное развитие присоединенных в 2011 году территорий.
Для решения этой задачи активно формируется транспортный каркас Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Данные работы предусматривают как реконструкцию существующих магистралей, так и строительство новых. В ближайших планах — формирование поперечных дорожных связок и строительство дороги, соединяющей аэропорты Внуково, Остафьево, Домодедово. Особое внимание уделяется перспективному развитию московского метрополитена на территории «новой Москвы». Метро заходит на присоединенные территории (станции «Румянцево» и «Саларьево») в дальнейшем планируется строительство двух новых веток, включая линию, которая соединит Третий пересадочный контур метро с основными центрами развития ТиНАО. В частности, одна из линий направится в Коммунарку, где уже началось строительство крупного административно-делового центра. Общая же площадь застройки в этом районе превышает 4 млн кв.м недвижимости. Всего за два года, с 2012 по 2014 гг., на территории ТиНАО введено около 7 млн кв.м недвижимости, в том числе 15 детских садов, четыре шко- лы, шесть поликлиник и один медицинский корпус. Среди реализованных проектов, относящихся к точкам роста, также можно назвать технопарк «Румянцево», агрологистический центр «Фуд Сити», офисный центр «Комсити» и бизнес-центр «К2».

***
Тем временем на территории «старой» Москвы стартовал масштабный проект по реновации промзон, занимающих на сегодняшний день обширные территории площадью около 18000 га. По 22-м промышленно-коммунальным зонам уже утверждены 39 проектов планировки территории, при этом на площади 4000 га реорганизация будет проводиться без сохранения промышленной функции. Одним из наиболее ярких образцов реорганизации промышленно-коммунальной зоны уже сегодня можно считать реализуемый проект развития территории бывшего автозавода «ЗИЛ». Объем застройки составляет здесь почти 4,5 млн кв.м на площади около 377 га.
Почти половина всего вводимого в последние годы фонда недвижимости — это недвижимость на территориях развития (промзоны и «новая Москва»), что наглядно подтверждает реальный запуск процесса полицентрического развития города.
В результате реализации новой градостроительной политики в Москве обеспечен положительный тренд по строительству недвижимости и инвестициям в основной капитал. За 5 лет (по состоянию на 17.07.2015 г.) введено 36,6 млн кв.м недвижимости. С учетом остатка до конца года этот показатель составит 41,5 млн кв.м. (В 2006- 2010 гг. введено в эксплуатацию 39,5 млн кв.м.)
К концу 2015 года планируется построить 17,5 млн кв.м жилья (в июле этот показатель составлял 14,7 млн). В рамках развития жилищного строительства в Москве в последние 5 лет на 90% выполнена программа переселения из ветхого жилого фонда. За это же время удалось решить проблемы более 6 тыс. обманутых дольщиков на всей территории города, включая присоединенные территории.
По темпам роста инвестиций в основной капитал, темпам роста строительства недвижимости Москва в последние годы вышла на лидирующие позиции, по масштабам транспортного строительства — на 3-е место после Гонконга и Пекина (результаты исследований 12 мировых мегаполисов PriceWaterhouseCoopers по итогам 2009-2013 гг.).
В актив столичного строительного комплекса, без сомнения, можно записать и работы по реализации проекта «Большой Сити», реконструкцию стадиона «Лужники», строительство парка «Зарядье» и парка развлечений в Нагатинской пойме, а также многие другие проекты, создающие новый облик Москвы — города, ориентированного на комфортное проживание и комплексное развитие.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Недвижимость Москвы — 2015: ре...
Динамика инвестиций в основной капитал и динамика ввода недвижимости показы...
 
Дорожные объекты — 2015
За 5 лет в Москве построено более 400 км дорог, что составляет более 10% от...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”