03.12.2015  

Кризис — время возможностей

Адресная инвестиционная программа Москвы гарантирует устойчивое развитие города.
Одним из наиболее знаковых событий уходящего года стало утверждение Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2015-2018 годы, состоявшееся на заседании президиума Правительства Москвы 29 сентября 2015 года. Программа, формально представляющая собой перечень строек и объектов, финансируемых за счет городского бюджета, фактически является документом, фиксирующим основные принципы градостроительной политики российской столицы в условиях экономического кризиса. Еще одной особенностью данного документа стало расширение временных рамок его действия — Стройкомплекс Москвы впервые за последние годы выходит на горизонт планирования в пять лет.
— В данной программе у нас учтены переходящие, не введенные объекты 2015 года и учтены переходящие объекты проектируемого строительства 2019 года. То есть, по сути, мы сегодня утверждаем бюджетом трехлетнюю программу, а с учетом начала и старта — полноценную пятилетнюю программу, — прокомментировал утверждение АИП заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Еще одно обстоятельство, которое не может не обращать на себя внимания, это объемы финансирования АИП. На реализацию программы в 2015-2018 годах Правительство Москвы выделяет 1,54 трлн рублей. Из них в 2016 году планируется выделить 366 млрд рублей, в 2017— 383 млрд, в 2018 — 405 млрд рублей. Таким образом, вопреки нестабильной экономической ситуации Правительство Москвы сохраняет финансирование улучшений в важнейших сферах жизни москвичей. Ведь приоритетными направлениями на ближайшие годы, согласно АИП, по-прежнему остаются социальная сфера и дорожно-транспортная инфраструктура.
Адресная инвестиционная программа скорректирована в соответствии с антикризисными мерами Правительства Москвы, и в первую очередь к таковым относятся меры, направленные на поддержание высокого социального стандарта жизни, которого достойны жители города. Вопреки негативным ожиданиям ряда экспертов, городские власти продолжают работать над формированием комфортной городской среды. Прежде всего, об этом говорят приоритетные направления градостроительной политики, обозначенные в утвержденной программе. На ближайшие три года в центре ее внимания находятся дорожно-транспортная инфраструктура и социальная сфера.
Что касается транспортной инфраструктуры, то на этом направлении создан солидный задел, позволяющий существенно оптимизировать расходную часть бюджета без ущерба для сроков, качества и объемов работ.
— Основной приоритет мы делаем в сфере строительства метро и дорог, — отметил заместитель мэра Марат Хуснуллин. — На метро выделяется около 600 миллиардов рублей, на возведение дорог и дорожно-транспортных объектов — 400 миллиардов рублей. За прошедшие годы мы набрались компетенций. Сданные в предыдущий период более 30 километров линий метро позволили проектировщикам и строителям сплотиться, внедрить систему организации управления. Но самое главное, что все эти годы мы создавали заделы под будущие станции.
По словам заммэра, начиная с 2016 года в Москве будет ежегодно вводиться в строй порядка 20 километров новых линий подземки. Всего же по итогам реализации Адресной инвестиционной программы в столице появится 54,3 километра линий метро, включая 26 новых станций и семь депо.
Чтобы коренным образом изменить транспортную ситуацию, городские власти также активно инвестируют в дорожную инфраструктуру. В период действия АИП в Москве планируется построить и ввести в эксплуатацию 326 км автомобильных дорог, 45 пешеходных переходов, 84 искусственных сооружения. Дорожное строительство поможет созданию центров притяжения на территории «новой Москвы». В частности, этому поспособствует реконструкция Киевского и Калужского шоссе, которые станут высокоскоростными магистралями столицы. По словам заместителя мэра Москвы, в рамках Адресной инвестиционной программы планируется строительство порядка 800 объектов.
Дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры, по замыслу авторов программы, становится драйвером полицентрического развития Москвы.
— В следующем году мы запускаем пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги, где из городского бюджета финансируем строительство 6 путепроводов, — рассказал Хуснуллин. — Вместе с этим мы занимаемся реконструкцией радиальных направлений железной дороги. Также в рамках АИП планируем частично построить и полностью запроектировать Третий пересадочный контур метро. Все это позволит перенести центры развития ближе к окраинам.
Социальная сфера традиционно является важнейшим приоритетом деятельности Правительства Москвы. За последние годы немало сделано для развития здравоохранения, образования, системы поддержки москвичей старшего поколения, инвалидов, многодетных семей и т.д. В ближайшие три года городской бюджет выделяет на социальную сферу 218 млрд рублей. На эти средства планируется построить и ввести в эксплуатацию 50 детских дошкольных образовательных учреждений на 11 370 мест, 48 школ с пристройками к школам на 21 910 мест, 22 поликлиники на 9 860 посещений в смену, 8 подстанций скорой помощи, а также 26 объектов культуры и культурного наследия и 2 млн 490 тыс. квадратных метров жилья.
Отдельного упоминания достойны запланированные в АИП расходы московского бюджета на реконструкцию и развитие спортивной инфраструктуры. Объемы финансирования строительства спортивных объектов в одобренной версии АИП более чем на треть превышают соответствующие расходы городского бюджета за предыдущий четырехлетний период. В первую очередь это, конечно же, связано с подготовкой к проведению 21-го Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.
В 2016-2018 годах на строительство новых спортивных объектов и реконструкцию существующих выделяется 29,9 млрд рублей. На эти средства будут построены 11 футбольных полей, 11 физкультурно-оздоровительных комплексов, а также 21 объект для проведения Чемпионата мира по футболу на территории ОК «Лужники», включая стадион и плавательный бассейн.
Характерно, что дополнительная поддержка спортивной инфраструктуры, а также образования и здравоохранения оказана уже в текущем, 2015 году. Для этого было проведено перераспределение части средств внутри Адресной инвестиционной программы. В итоге 200 млн рублей направлено на финансирование разработки генплана территории и благоустройства ОК «Лужники», 100 млн рублей выделено на поддержку одного из крупнейших вузов столицы — Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), которому предоставят грант в форме субсидии, еще 100 млн рублей направляется на развитие Фонда международного медицинского кластера на территории ИЦ «Сколково» и 41 млн рублей — на градостроительную политику и жилье для москвичей (36 млн рублей).
Отдельно стоит упомянуть последовательное применение мер по снижению административных барьеров в сфере строительства. На постоянной основе осуществляются мероприятия по дополнительному сокращению сроков выдачи документов, ускорению и удешевлению процедур, направленных на обеспечение технологического присоединения объектов строительства, повышению позиции города в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
Комментируя влияние кризиса на строительную отрасль, мэр Москвы Сергей Собянин не так давно заметил, что строительство — это лучшее «лекарство» от кризиса. Планомерная реализация АИП говорит о том, что городские власти решительно настроены на реализацию ключевых городских программ, связанных с развитием инфраструктуры и полицентричной структуры города. 22% средств городского бюджета в ближайшие три года направляются в строительство. По словам заммэра Марата Хуснуллина, утвержденную программу можно смело назвать «антикризисной» — властям удалось не просто сохранить объемы финансирования важнейших для города проектов, но и нарастить их. Закладываемые параметры АИП создают необходимые условия для будущего развития и для привлечения внебюджетных инвестиций. Ввод новых объектов имеет прямое влияние на экономику города и увеличивает валовой региональный продукт Москвы. Кроме того, благодаря этому сохраняется и формируется свыше 300 тысяч рабочих мест в строительной сфере и смежных отраслях.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Транспортно-пересадочные узлы:...
Транспортно-пересадочные узлы навсегда изменят облик города, станут новыми ...
 
Оценивая перспективы
Экспертное сообщество выделило наиболее актуальные для строительной отрасли...
Алексей РАСХОДЧИКОВ
Перспективный вектор развития ...
Николай Залесский| Младший научный сотрудник Института экономики транспорта...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”