04.12.2015  

Тинао: итоги трех лет и перспективы развития

Проект развития новых столичных территорий реализуют с использованием передового градостроительного опыта.

В ноябре этого года столичные власти утвердили территориальные схемы развития ТиНАО. «Эта территория будет одной из основных для привлечения инвестиций, строительства жилья для москвичей, создания новых рабочих мест», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин. На новых территориях построят более 700 километров дорог, 118 километров линий скоростного трамвая и 52 километра метро. Население округов увеличится до 1,5 миллиона человек.
Документы разрабатывались с учетом более 30 тысяч предложений и замечаний москвичей, высказанных в ходе публичных слушаний. «Были проведены публичные слушания, на которых было высказано достаточно много различных замечаний, значительная часть которых учтена при разработке территориальной схемы», — уточнил мэр. Территориальные схемы утверждаются на первую очередь (до 2025 года) и расчетный срок (до 2035 года).
Основой развития ТиНАО станет полицентричная модель — создание жилых районов, сбалансированных по численности населения и количеству рабочих мест, с пешей доступностью социальных объектов. Среди важных направлений также опережающее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, снижение потребности в маятниковой трудовой миграции и благоустройство природных территорий. В частности, предусмотрена максимальная урбанизация зон, прилегающих к МКАД, с постепенным сокращением плотности застройки по мере удаления от старых границ города.

На грани транспортного коллапса
Летом 2015 года исполнилось три года с того момента, когда территория Москвы увеличилась в 2,5 раза за счет присоединения новых территорий. В значительной мере это событие стало ответом на проблемы градостроительного развития российской столицы, которые к началу второго десятилетия XXI века приобрели особенно острый характер. Грубые просчеты в городском планировании привели к колоссальному дисбалансу расселения и мест приложения труда. В свою очередь следствием сложившегося положения стали серьезные транспортные проблемы — к 2010 году отечественные и зарубежные эксперты были единодушны во мнении о том, что через два-три года московские улицы окончательно «встанут» и город с устаревшей транспортной схемой «закроется» изнутри. Эти мрачные прогнозы относились не только к наземному транспорту, но и к московскому метро, которому также грозил скорый коллапс.
Чтобы дать объективную оценку как самому проекту «Новая Москва», так и процессу его развития, стоит бросить ретроспективный взгляд в недавнее прошлое и вспомнить — с какими именно сложностями столкнулась российская столица накануне принятия исторического решения о присоединении новых территорий.

Итак, к 2011 году половина рабочих мест в Москве была сосредоточена в центре города — 49% в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). При этом основная масса населения сосредоточилась на периферии — 92% московских работников проживали между ТТК и Московской кольцевой дорогой (МКАД). Более одного миллиона жителей Московской области работали в Москве. Такое неравномерное распределение трудовых ресурсов созда- вало колоссальные транспортные потоки в часы пик как на въезде в город, так и на выезде из него. Транспортная инфраструктура Москвы в частности и Московского региона в целом испытывала критическую перегрузку. Данные исследований, проведенных в 2011 году, неутешительны: каждый пятый горожанин тратил на дорогу более трех часов в день, половина московских автомобилистов проводили в пути более часа, а перегрузка общественного транспорта достигала показателя в 30%.
При этом стабильно увеличивающийся уровень доходов москвичей привел к беспрецедентному для города росту автомобилизации в городе и в регионе в целом, который превышал уровень, запланированный на перспективу Генеральным планом Москвы, — 380 автомобилей на тысячу человек. (Для сравнения: в Париже этот показатель составляет 263, в Лондоне — 331, в Токио — 300, в Пе- кине — 280 автомобилей на тысячу человек.) При таком высоком уровне автомобилизации обеспеченность улично-дорожной сетью в Москве по состоянию на 2011 год была в два-три раза ниже, чем в других мегаполисах мира — 0,3 машины на тысячу человек. В Берлине этот показатель составляет 1,5, в Париже — 1,4, а в Лондоне — 1,2 машины на тысячу человек.
Похожая картина складывается и в сфере городского общественного транспорта. Москва в 2011 году имела один из самых высоких показателей средней продолжительности времени в пути пассажиров общественного транспорта — 66 минут. Основной вид общественного транспорта — метрополитен — работал в условиях значительной перегрузки (41% линий метро — вся срединная часть сети метрополитена — были перегружены на 30%; наполнение вагонов метро в часы пик составляло до 6,4 чел./кв.м при нормативе 4,5 чел./кв.м). Обладая самым напряженным в мире пассажиропотоком, по протяженности метро Москвы существенно меньше, чем метро Лондона, Пекина, Нью-Йорка и Мадрида (при сопоставимой численности населения).
Следствием сложившегося в транспортной отрасли положения стало нарастающее обострение проблем экологии, комфортности проживания и трудовой деятельности, проблемы инвестиционной привлекательности. Тем временем именно вопрос инвестиций приобрел решающее для города значение. Планы по вводу недвижимости к 2012 году были уже наполовину выполнены (при перспективном планировании их достижения к 2020 году), а развитие транспортной инфраструктуры не соответствовало ни планируемым показателям, ни сложившейся застройке и ее плотности. Половина жилищного фонда Москвы (более 100 млн кв.м) требовала капитального ремонта, при этом 15% домов имели износ более 45%. Принятая Правительством Москвы программа по реконструкции кварталов ветхого жилья первого периода индустриального домостроения («пятиэтажки») во многом опирается на механизм инвестиционных контрактов и, следовательно, зависит от экономической ситуации на рынке и экономики инвесторов, которые в угоду прибыли не обеспечивают выполнение обязательств по социальной инфраструктуре. Город испытывал дефицит детских садов, школ, поликлиник, объектов физкультуры и спорта. Одним из наиболее ярких индикаторов того, что градостроительная политика зашла в тупик, являлся тот факт, что только в период с 2002 по 2007 гг. в Москве было снесено около 1000 исторических зданий, из которых около 200 либо имели статус объекта культурного наследия, либо ожидали получения этого статуса (по данным Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), ответвление SAVE Europe’s Heritage — организации, наблюдающей за памятниками культуры (Лондон)).
Последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., а также изменения в федеральном законодательстве (предоставление земельных участков для целей строительства стало осуществляться только через торги) сделали невозможным дальнейшую реализацию принятого в Москве инструмента взаимодействия с инвесторами — инвестиционных контрактов, перечеркнули многие инвестиционные намерения, а в ряде случаев привели к возникновению проблемы обманутых дольщиков. В 2011 году становится очевидным, что утвержденный в 2010 году Генеральный план Москвы перестал быть актуальным.

Полицентризм и новые территории
Для выхода из сложившегося критического положения Правительство Москвы в 2011 году кардинально поменяло подходы к дальнейшему градостроительному развитию и сформулировало новые приоритеты развития, незамедлительно приступив к их реализации. Главной целью новой градостроительной политики стало превращение Москвы в город, комфортный как для москвичей, так и для гостей столицы, в современный, инвестиционно привлекательный мегаполис.
Одним из главных направлений новой градостроительной политики стал вектор полицентрического развития Москвы. В его рамках принимаются решения, позволяющие формировать новые рабочие места на периферии городской территории. С началом реализации проекта «Новая Москва» потенциал этого решения существенно расширился: на новых территориях запланировано строительство 100 млн кв. м новой недвижимости в рамках сбалансированной комплексной застройки. Здесь также предполагается создание одного миллиона рабочих мест на 1,5 млн проживающего населения, что позволит существенно разгрузить транспортные магистрали Москвы за счет частичной ликвидации ежедневных трудовых миграций в данном направлении.



В рамках развития транспортной инфраструктуры «новой Москвы» за этот короткий срок уже реконструированы три автодороги общей протяженностью 12,6 км с созданием полноценной возможности движения общественного транспорта по выделенной полосе. «Мы уже до 2018 года построим полноценную транспортную ось, на которую будет нанизана вся «новая Москва», как МКАД, и наши взлётные магистрали», — пояснил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. До конца 2018 года к вводу планируется 12 автомобильных дорог общей протяженностью 122,4 км. Эти дороги обеспечат связи между районами «новой Москвы», благодаря им снизится коэффициент транспортной нагрузки, улучшится транспортная доступность для жителей. Ведется строительство и реконструкция основной магистрали — Калужского шоссе, проектирование и подготовка территории для строительства первого участка Центральной кольцевой автодороги, в ближайшем будущем на новую территорию приходит метро.
Транспортный и инженерный каркасы, разработанные в рамках территориальных схем, предусматривают резервирование территорий для устойчивого формирования улично-дорожной сети и строительства объектов инженерной инфраструктуры присоединенных территорий. Особое внимание уделяется развитию Московской железной дороги и принципиально новому для ТиНАО виду транспорта — метрополитену. В части развития метро предусмотрены:
• продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (6,5 км, 3 станции — «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево» (на последней будет сформирован крупный транспортно-пересадочный узел));
• продление Калининско-Солнцевской линии от станции «Раменки» в районы Солнцево и Ново-Переделкино (14,2 км и 7 станций: «Мичуринский проспект», «Озерная» («Очаково»), «Терешково» («Говорово»), «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка»);
• участок линии от проектируемого Третьего пересадочного контура в район Коммунарка, где будет сформирована комплексная застройка, включающая административно-деловой центр (административно-деловой и образовательный кластеры) и жилую застройку. Трассировкой предполагается строительство семи станций, длина линии составит приблизительно 15 км.
Почти у каждой станции метро в «новой Москве» организуют транспортно-пересадочные узлы, которые позволят не только с комфортом пересесть с одного транспорта на другой, но удовлетворить насущные социально-бытовые нужды — «начинка» ТПУ будет определяться с учетом нужд горожан. У станции метро «Саларьево» проектируется один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов «новой Москвы», на его территории смогут размещаться до 8 тысяч автомобилей.

Комплексные решения для комфортной жизни
«Визитной карточкой» новых московских территорий являются активно формирующиеся точки роста и экономического развития, расположенные около существующих парк «Румянцево», поселки Мосрентген, Коммунарка, Внуково, Киевский, Щапово, Рогово, а также деревни Рязаново и Ярцево, город Троицк, села Вороново и Кленово. Крупными центрами приложения труда на территории ТиНАО будут существующие, строящиеся и перспективные деловые объекты: индустриальный парк «Индиго», агрокластер «ФУД СИТИ», офисный центр «Комсити», бизнес-парк «К2», административно-деловой центр в Коммунарке, университетский кампус МИСиС, филиал Российской государственной библиотеки и международный медицинский кластер на территории ИЦ «Сколково».
В качестве примера можно привести одну из самых перспективных точек роста, каковой, безусловно, является Административно-деловой центр (АДЦ) вблизи поселка Коммунарка. Здесь предусмотрено строительство учебно-образовательного комплекса НИУ МИСиС, филиала Российской государственной библиотеки, префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы со зданиями для муниципальных служб, объектов административно-делового и общественного назначения. Общая площадь недвижимости реализуемого проекта составляет 4,030 млн кв. м. Реализация данного проекта предполагает создание не менее 85 тыс. рабочих мест.
Другой, развивающейся не менее динамично, точкой роста является Румянцево, где в 2014 году в эксплуатацию введена первая очередь бизнес-комплекса «Комсити». Этот офисный парк (инвестор — чешская компания PPF Real Estate) станет базой для ОАО «Ростелеком» и уже на первом этапе позволит создать здесь около 10 тысяч рабочих мест.
Создание рабочих мест вблизи жилья является одним из приоритетов новой градостроительной политики Правительства Москвы на присоединенных территориях. За три года было создано 80,5 тыс. рабочих мест. До 2035 года планируется создать не менее миллиона рабочих мест.
Стоит особо отметить, что помимо создания точек роста и сопутствующих им рабочих мест немалое внимание уделяется и вопросам жилищного строительства. За три года на территории ТиНАО введено в эксплуатацию 7 млн кв.м недвижимости, в том числе жилой — 4 млн 250 тыс. кв.м. Строго соблюдается непременное требование Правительства Москвы: возведение жилья на новых территориях сопровождается созданием социальной инфраструктуры. В течение трех лет на присоединенных территориях активно велось строительство социальных объектов. Уже построено:
• 17 детских садов (на 3335 мест);
• 7 общеобразовательных школ (на 4874 учащихся);
• 6 поликлиник (включая модульные);
• 2 медицинских корпуса.

Застройка новомосковских территорий ведется с соблюдением современных градостроительных принципов квартальности, сомасштабной человеку городской среды, разнообразия архитектурных решений, компактности, ориентации на пешую доступность объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Большое внимание уделяется сохранению имеющихся 184 объектов культурного наследия, а также сохранению и благоустройству зеленых территорий. В ТиНАО уже построены три парковые зоны: «Красная Пахра» в поселении Краснопахорское, «Сосны» в поселении Новофедоровское и «Ручеек» в поселении Марушкинское. Кроме того на сегодняшний день сформирован предварительный перечень из 89 парков (с учетом предложений жителей, инвесторов, компаний) с целью включения в территориальные схемы ТиНАО. Так, в 2016- 2018 годах к реализации планируется две парковые зоны за счет инвесторов: ООО «Красный Октябрь» по адресу: пос. Внуковское, д. Рассказовка; ОАО «Авгур Эстейт» в рамках проекта «А101».

***
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) новых территорий столичные власти утвердят до 1 июля 2016 года. «Мы в начале следующего года представим жителям на обсуждение уже конкретный Генеральный план, ПЗЗ и даже большую часть проектов планировок», — заявил он.
До 2025 года предстоит большая работа: планируется построить и реконструировать объекты площадью 55,9 млн кв.м . Среди них 30,4 млн кв.м жилой застройки, 16,4 млн кв.м деловой и 9,1 млн кв.м промышленных зданий.
К улично-дорожной сети ТиНАО добавляется 703 км линий, в частности, протяженность магистралей увеличится на 700 км (с 611 до 1311 км), улиц общегородского значения — на 281 км (с 130 до 411 км), а улиц районного значения — на 419 км (с 481 до 900 км). В качестве инфраструктурной основы стратегическим станет рельсовый транспорт.
Речь идет о 45 километрах новых линий метро и Курском и Киевском направлениях железной дороги. «То есть поперечные связи — через дороги, автобусы, трамваи, а основной въезд и выезд в Москву, конечно, будут осуществляться через железную дорогу и метро», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
В целом реализация территориальных схем развития до 2035 года позволит создать в ТиНАО современные, сбалансированные, комфортные и экологически чистые районы для проживания 1,5 млн москвичей, а также несколько крупных центров деловой активности и инноваций с числом работающих более одного миллиона человек.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Левкин: «Эталонными дол...
Интервью с руководителем Департамента градостроительной политики Москвы Сер...
 
Безбарьерное строительство
Снижение административных барьеров — путь к развитию строительной отрасли.
Дарья КНИГИНА
Инновационный кластер как драй...
Интервью бывшего мэра Троицка, члена градостроительного Совета Фонда «Сколк...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”