Экономический рост Сингапура: факторы успеха

Анализ факторов, способствовавших динамичному развитию Сингапура.



Политическая воля — фактор прогресса

Ключевым фактором успеха Сингапура, безусловно, стало руководство выдающегося лидера XX века — Ли Куан Ю, премьер-министра республики в 1959-1990 гг., его видение пути развития страны и приверженность поставленным задачам. Для решения социальных и экономических проблем острова-государства — низкого уровня жизни и быстро растущей безработицы — правительство Сингапура сформулировало комплексную долгосрочную программу экономического развития, а затем мобилизовало все институциональные и финансовые ресурсы, не забыв про общественный консенсус, необходимый для эффективной реализации реформ.
Данная политика была основана на признании правительством трех экономических фактов. Во-первых, Сингапуру недостаточно быть перевалочной торговой базой, каким он был на момент получения независимости. Необходим план индустриализации, который стимулировал бы развитие частного сектора. Во-вторых, индустриализация требовала иностранных инвестиций, для привлечения которых правительство должно было создать надежную транспортную инфраструктуру (порт и аэропорт), а также систему промышленных и производственных зон, отвечающую потребностям современных международных компаний. В-третьих, требовались значительные бюджетные инвестиции для финансирования инфраструктуры.
Во многих отношениях правительство Сингапура действовало как предприниматель: оценивало возможности и брало на себя риски, связанные с инфраструктурными проектами. Вместо того чтобы финансировать строительство инфраструктуры через бюджетный дефицит, представители власти установили принцип самоокупаемости проектов и повсеместно внедрили принцип проектного финансирования. Члены правительства понимали, что не могут положиться на налоговые поступления и продажу непрофильных активов, необходимо было капитализировать имеющиеся и создавать новые активы, способные генерировать финансовые потоки и окупить вложения. В случае Сингапура инвестиции в развитие инфраструктуры окупились сторицей.
Такое видение и долгосрочная стратегия развития позволили Сингапуру построить одну из лучших инфраструктур в мире. Порт и аэропорт последовательно входят в число лучших в мире, а Сингапур сегодня экспортирует свой опыт в разработке и управлении промышленными территориями и кластерами в другие страны.

Стратегическое планирование и механизм реализации
Правительство Сингапура руководствовалось двумя основными документами стратегического планирования: Winsemius Report (Доклад Винсемиуса) определял цель Сингапура — индустриализацию; The State of Singapore Development plan, 1961-64 (Программа развития Сингапура), определила развитие инфраструктуры ключевым элементом индустриализации. Для этого правительство ввело новые механизмы финансирования инфраструктурных проектов и наделило финансовой автономией уполномоченные государственные комитеты, созданные с целью развития инфраструктуры и привлечения инвестиций. Таким образом, для реализации Программы развития правительство Сингапура:
• создало уполномоченные комитеты в соответствующих министерствах, наделило комитеты автономией принятия финансовых и политических решений для реализации и управления инфраструктурными проектами;
• создало государственный комитет экономического развития (EDB) для привлечения иностранных инвестиций;
• реализовало несколько проектов современных промышленных зон и кластеров, наиболее известными из которых являются Jurong Island и One North;
• постановило, что государственные комитеты могут взимать плату за оказываемые услуги, что позволит им генерировать операционные доходы и самим финансировать свои расходы;
• ввело обязательные сбережения для работников и работодателей, процент от которых правительство первоначально использовало для финансирования строительства жилья и инфраструктуры;
• стимулировало формирование и рост внутренних сбережений в стране путем разделения потоков государственного и частного капиталов, направляя государственные инвестиции в проекты предоставления услуг населению, а частные — в наиболее прибыльные виды деятельности.

Толчок к индустриализации
Winsemius Report был назван в честь лидера рабочей группы Организации Объединенных Наций, которая посетила Сингапур в 1960 и 1961 годах для оценки его возможностей. В это время главной проблемой экономики был низкий уровень производства, доля которого составляла всего 14% от ВВП. Из 471000 экономически активных людей только 61000 была занята в производстве. Winsemius Report подтверждал выводы правительства Сингапура о том, что быстрая индустриализация будет иметь решающее значение для обеспечения рабочими местами населения и экономического развития государства.
В докладе также указывалось, что Сингапуру будет необходимо обеспечить 214000 новых рабочих мест в период между 1960 и 1970 годами, из которых 78000 должны быть рабочими местами в экспортных отраслях. Winsemius Report предложил промышленную программу на 10 лет, в которую были включены рекомендации по развитию внутреннего рынка, торговой политики, трудовых отношений, осуществлению капитальных вложений, развитию отечественных производственных возможностей и продвижению внешнего сотрудничества, а также роли профсоюзов, предпринимателей и правительства в программе. Winsemius Report также поддержал два важнейших элемента реализации программы: создание комитета экономического развития (ЕDB, Economic Development Board) и далее Городской корпорации Джуронга (JTC, Jurong Township Corporation) в качестве ответственного учреждения за реализацию программы индустриализации и создания промышленных зон. В дальнейшем эти промышленные зоны с подготовленными площадками для размещения производств, хорошей транспортной доступностью, подведенными коммуникациями и развитой социальной инфраструктурой стали ключевым элементом «экономического чуда» Сингапура.

Принципы самофинансирования инфраструктуры
Государственный план развития Сингапура рекомендовал правительству ускорить индустриализацию, значительно улучшая и расширяя инфраструктуру страны. В случае если требовалось улучшение социальных услуг, План развития просто призывал не допускать ухудшения качества услуг, а выделенные средства направлять на развитие инфраструктуры. Более половины средств, предусмотренных планом, было выделено комитету экономического развития (EDB) на создание промышленных кластеров и модернизацию ЖКХ.
Государственный план также определял четыре источника финансирования инфраструктуры: внутренние кредиты, операционные доходы, иностранные гранты (небольшое количество) и трансферты из государственного бюджета в Фонд развития (Development Fund). Важным условием положений по финансированию инфраструктуры было привлечение почти половины всех средств на внутреннем рынке в виде кредитов, а для отдельных секторов (электричество, вода, газ, телекоммуникации и портовая инфраструктура) — введение требований по самофинансированию проектов. Данные положения по внутреннему финансированию и самофинансированию проектов строительства инфраструктуры сыграли важную роль в экономическом развитии Сингапура, в конце концов покрыв более половины всех расходов программы развития.
План развития Сингапура устанавливал, что правительство целиком и полностью не должно полагаться на внешние источники финансирования в течение длительного периода времени. В связи с этим правительство финансировало инфраструктуру за счет внутренних источников — доходов и займов, избегая субсидирования промышленной инфраструктуры (за исключением социальных объектов образования, здравоохранения, общественного транспорта). Два ключевых фактора позволили стране реализовать комплексную программу инфраструктурного развития за счет внутренних источников. Первый — это строгая политика правительства и эффективное управление бюджетными средствами. Принципы проектного финансирования и окупаемости проектов были спущены на уровень государственных комитетов, в бюджеты которых, в свою очередь, поступали операционные доходы. Второй — правительство обязало работников и работодателей формировать сбережения, процент от которых направлять в Центральный резервный фонд (Central Providence Fund).

Роль институтов развития
Эффективность государственного управления — это половина успеха Сингапура. Важным шагом явилось делегирование ответственности за проектирование, строительство и управление инфраструктурой квазигосударственным структурам — комитетам, агентствам, корпорациям — под общим руководством профильных министерств. Правительство предоставило значительную автономию этим структурам в установлении финансовой и кадровой политики, в том числе и в формировании собственного бюджета. Наряду с этой автономией была передана и ответственность за конечный результат деятельности. Эффективное управление государственными структурами позволило сформировать операционные прибыли и направить их на финансирование части капитальных расходов. Наиболее важным организационным шагом правительства явилось создание комитета EDB, а позже корпорации JTC, для реализации программы индустриализации. В то время как EDB отвечало за привлечение иностранных инвестиций и предоставление государственной поддержки на этапе планирования производства, JTC координировала строительство и создание инфраструктуры промышленных территорий, отвечающей всем требованиям потенциальных резидентов. Центральное место в Программе развития Сингапура занимало развитие промышленных территорий, порта и аэропорта. Правительство разрабатывало промышленные территории как площадки для привлечения иностранных капиталов и видело в них точки роста экономики страны. JTC была создана с целью девелопмента и управления промышленными территориями, и на сегодняшний день — 50 лет спустя — промышленные территории под управлением JTC формируют значительную часть бюджета Сингапура.

Промышленные территории — двигатель экономического развития страны
Winsemius Report и Государственный план развития Сингапура сформировали видение правительства о том, что современная промышленная инфраструктура необходима для привлечения частного капитала, в том числе — иностранных инвестиций в производственный сектор Сингапура. Ключом стремительного развития промышленности явилось создание современной промышленной инфраструктуры и обеспечение ее транспортной доступностью. Вначале JTC сгруппировала отрасли в соответствии с их инфраструктурными и ресурсными (в том числе и кадровыми) потребностями. Затем правительство страны осуществило программы поддержки производителей, подготавливая специализированные помещения (built-to-suit premises), площадки, обеспечивая транспортную доступность и близость проживания сотрудников.
Наиболее крупный кластер сформировался в районе Джуронг (Jurong). JTC быстро осуществила подготовку территории путем приобретения земли и переселения жителей, а также создала новую социальную инфраструктуру для будущих работников кластера и их семей. Jurong стал успешным примером, побудившим правительство Сингапура передать управление промышленными зонами корпорации JTC. Более того, JTC ежегодно приносила прибыль, которая направлялась на модернизацию существующих комплексов и строительство новых. JTC также начала экспортировать свой опыт развития промышленных зон в соседние страны. На сегодняшний день Jurong International, дочерняя структура JTC, реализовала проекты в 46 странах мира.

Джуронг — первый этап индустриализации
Несколько факторов сделали район Джуронг идеальным местом для размещения первого и самого крупного промышленного кластера Сингапура. Во-первых, это равнинный район с доступом для глубоководных судов и хорошо защищенной гаванью. Во-вторых, Джуронг располагался всего в 13 милях от основного коммерческого порта страны. В-третьих, наличие большого количества ненаселенных земель позволяло выполнить комплексное развитие территории. Наконец, значительная часть земель принадлежала государству, а следовательно, изъятие земель и расселение жителей осуществлялось на небольшой территории.
На ранних этапах проекта Джуронг корпорация JTC руководствовалась тремя основными соображениями: местоположением участка, стоимостью изъятия и структурой собственности. Для достижения эффективности размещения производств и снижения транспортных, логистических и производственных затрат JTC уделила большое внимание изысканиям, планированию и зонированию территории. Результатом стало интегрирование смежных отраслей в единую производственную цепочку и формирование кластеров. При этом JTC предусматривала возможности для расширения промышленных комплексов и добавления новых производств в каждую группу.
Одним из ключевых элементов успешной реализации стала институциональная гибкость правительства страны. В июне 1968 года оно полностью делегировало корпорации JTC полномочия и вместе с ними ответственность за развитие промышленного кластера Джуронг и создание сопутствующей социальной и транспортной инфраструктуры для людей, живущих в этом районе. Одним из результатов этого решения стала гибкость политики JTC, позволяющая удовлетворить все потребности международных компаний, быстрота принятия решений и впечатляющий приток иностранных инвестиций в Сингапур в 1969 году, особенно в нефтехимической и электронной отрасли. Резко вырос спрос на земли для судостроения и ремонта.
В декабре 1968 впервые появилась очередь из компаний, желающих разместить свое производство в районе Джуронг. В 1968 году в Джуронге было размещено только 116 фабрик, к 1970 году их число выросло до 380. К этому моменту JTC начинает искать новые места для промышленного развития, так как Джуронг уже достигает своих пределов.
В 1970-е годы JTC расширяет и реконструирует глубоководный порт с одноименным названием — Джуронг. Во время нефтяного кризиса 1974 года и последующего мирового экономического спада приток иностранных инвестиций в Сингапур значительно снижается, но JTC не замедляет темпы освоения промышленных территорий и строительства инфраструктуры. Именно этот задел позволил JTC полностью удовлетворить спрос на промышленные площади, возникший в результате экономического бума 1978 года, последовавшего за экономическим спадом. В тот год количество размещенных производств возросло до 1122.
Корпорация JTC также уделяла большое внимание улучшению условий жизни людей в районе Джуронг. Это стало краеугольным камнем в вопросе привлечения международных компаний и размещения их работников. Были построены бассейны, отвечающие олимпийским требованиям, современные теннисные корты, детские центры, кинотеатры и даже первый drive-in кинотеатр (кинотеатр для автомобилистов) в Сингапуре. Другим направлением было создание досуговых мест и достопримечательностей в Джуронге — таких, как Парк птиц, Джуронг Парк Хилл, поле для гольфа и японский сад, а также спортивный стадион и китайский сад. Таким образом, в начале 1970-х годов Джуронг стал автономным городом-спутником крупнейшего промышленного кластера в Сингапуре с собственным глубоководным портом и значительным жилым фондом.

Второй этап промышленного развития
Корпорация JTC продолжила развивать компетенции в управлении промышленными территориями, создавая более мелкие промышленные кластеры в других частях Сингапура. Некоторые из них стали более специализированными, чем Джуронг. Например, Калланг Парк, расположенный на реке Калланг, создавался для таких отраслей, как судостроение и судоремонт; Кранжи/Сунгей Кадут был разработан для деревообрабатывающей промышленности; а Научный парк Сингапура стал флагманом для высокотехнологичных и научно-исследовательских компаний. Основанный в 1981 году Научный парк в настоящее время обслуживает более сотни компаний в области информационных технологий, микроэлектроники, нано-материалов, биотехнологии, медицинских наук и пищевой промышленности.
Начало 1990-х годов было обусловлено новыми тенденциями в развитии промышленности. Стремительная индустриализация страны побудила JTC улучшать свои услуги. Результатом стал снос или реконструкция старых заводов, а также строительство более качественных готовых built-to-suite помещений, специально подготовленных для новых нужд и удовлетворяющих новым технологическим требованиям. Одним из таких проектов стал Международный бизнес-парк на востоке Джуронга площадью 40 га — интегрированный коммерческий, офисный и производственный комплекс, который позволяет резидентам провести все исследования и разработки, а также осуществить проектирование, производство, маркетинг, сортировку и складирование товаров в одном здании. Бизнес-парк обеспечен социальными и рекреационными местами и связан как с городом, так и с аэропортом линией метрополитена.
Успех индустриализации Сингапура является наиболее очевидным в контексте землепользования. JTC и сегодня работает в рамках мастер-плана страны, разработанного в 1965 году. Работа над первым мастер-планом началась с активного межведомственного сотрудничества JTC и Ведомства городского развития (Urban Redevelopment Authority) c целью упорядочить земельные участки и обеспечить сбалансированное развитие Сингапура, предусмотрев места как для проживания, отдыха, обучения, досуга, так и для научно-технической, торговой, логистической и производственной деятельностей.
К 1980 году JTC управляла девятнадцатью промышленными зонами общей площадью 7225 гектаров. В них работало 2000 компаний, на которых задействовали 71% трудоспособного населения Сингапура. Правительство постановило, что для развития технологий и капитализации собственных активов JTC необходимо внести изменения в дизайн и качество промышленной инфраструктуры, а также повысить качество вспомогательной инфраструктуры. JTC внесла соответствующие изменения в мастер-план 1965 года, включив новые направления развития — такие, как:
• Децентрализация промышленных зон. JTC должна строить меньшие по размеру и более эстетичные индустриальные парки для размещения современных многоэтажных фабрик возле населенных пунктов и жилых фондов. Это позволит не только снизить нагрузку на транспортную сеть, но и максимально вовлечь трудоспособное население в производственную деятельность.
• Улучшение социальной и досуговой инфраструктуры в крупных промышленных кластерах. Для увеличения доли рабочего населения, проживающего вблизи места приложения труда, которая уже колебалась от 34 до 56%, JTC должна предоставлять более качественные социальные услуги.
• Для обеспечения оптимального использования ограниченных земельных ресурсов JTC использует более сложные принципы планирования территории и проектирования зданий.
• Строительство помещений для узкоспециализированных отраслей промышленности. JTC подчеркивает важность развития промышленных объектов для высококвалифицированных и высокотехнологичных отраслей и разрабатывает специальные решения.
• Создание специальных парков для вынесенных из черты жилой и общественной застройки производств — для малых и средних предприятий, пострадавших от перепланировки города и программ расселения жителей.
• Строительство объектов для подготовки и переподготовки кадров и пр.

Финансирование городской корпорации Джуронга (JTC)
Как отмечалось ранее, правительство Сингапура прибегло к довольно жесткой внутренней политике финансирования расходов на инфраструктуру. Принципы финансирования расходов на развитие на уровне государственного комитета лучше всего прослеживаются на примере JTC. Большая часть финансирования была структурирована в виде государственных займов. Всего государственные займы, погашенные на конец 1969 года, составили $190,7 млн.
В дополнение к государственным займам были кредиты на развитие от таких учреждений, как Корпорация развития содружества и Азиатский банк развития, которые в 1971 году предоставили финансирование для расширения глубоководного порта Джуронг.
Вторым, более мелким источником финансирования, стала операционная прибыль корпорации от аренды заводских помещений, земли, квартир, причальных тарифов и пр. В 1968 году профицит составил $2,7 млн, а к 1974-му увеличился до $26,7 млн годовых. Прибыль компании упала лишь в 1975-1976 годах из-за мирового экономического кризиса, что повлияло на снижение активности международных компаний и падение доходов от порта.
С восстановлением мировой экономики спрос на промышленные земли и помещения снова вырос. JTC удалось не только оставаться прибыльной корпорацией на протяжении большинства лет с 1976 года, но и полностью погасить все государственные займы и кредиты. Работая в тесном сотрудничестве с комитетом экономического развития (ЕDB) и комитетом по торговле, JTC имела возможность эффективно планировать свою деятельность по созданию инфраструктуры в увязке с прогнозируемым спросом и требованиями международных компаний. Во время экономических спадов JTC предоставляла скидки для производственных компаний и снижала арендную плату, в то же время прибегая к мерам борьбы со спекулянтами.
Однако в отличие от частных застройщиков прибыль не была единственной целью JTC. Например, JTC всегда держала около 10% подготовленных земельных участков и от 7 до 8% построенных производственных помещений в резерве для новых стратегических инвесторов, что являлось довольно тяжким финансовым обременением, но тем самым JTC создавала конкурентные преимущества Сингапуру, всегда готовому принять и разместить важные для государства международные компании.

***
Во многих отношениях столь стремительное и успешное развитие Сингапура обусловлено сочетанием трех уникальных факторов:
• Сингапур является небольшим островом-государством;
• Сингапур исторически расположен на пересечении торговых путей Юго-Восточной Азии;
• Ли Куан Ю создал эффективную структуру государственного управления.
Кроме того, важным фактором стала политическая и социальная обстановка в стране после обретения независимости, которая способствовала проведению системных реформ в государстве.
Тем не менее, из опыта Сингапура можно вынести некоторые универсальные уроки. Наиболее очевидным является важность эффективного управления — будь то в государственных или квазигосударственных структурах. Развитие инфраструктуры требует от политических лидеров решительности и стремления к достижению быстрого экономического прогресса. Способность государственного сектора планировать и реализовывать инфраструктурные проекты опирается на компетентность кадров и эффективное финансовое управление, а нетерпимость к коррупции становятся краеугольными камнем развития.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Наземный дублер московской под...
В скором времени в Москве появится новая кольцевая линия «легкого», или наз...
 
Снижение административных барь...
Лучшие практики, способствующие упрощению административных процедур в сфере...
Елена СТЕПАНОВА
Подземный драйвер развития мег...
Самые масштабные программы расширения сетей метрополитена в XXI веке.
Ольга ШЛЯХТИНА
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”