07.12.2015  

Самый футбольный город мира

Подготовка столицы к мировому первенству идет ускоренными темпами.

На подготовку Москвы к мировому первенству по футболу выделено 664 млн рублей. Подготовка ведется за счет частных инвесторов, федерального и городского бюджетов. Речь идет о крупнейших инвестициях, призванных преобразить не только стадионы и футбольные поля для проведения матчей, но и всю инфраструктуру города: дорожную и транспортную, спортивную, туристическую и социальную. В целом в рамках подготовки к мундиалю в Москве будет построено 720 тыс. кв.м спортивных площадей, а по количеству стадионов на душу населения российская столица выйдет в мировые лидеры.
Масштабная реконструкция и строительство крупнейших спортивных объектов и сопутствующей инфраструктуры позволит не только достойно провести крупнейшее мировое спортивное мероприятие, но и повысит туристическую привлекательность столицы, сделает еще более комфортным проживание в городе самих москвичей.
— Уверен, Москва своевременно и на «пять» подготовится к этому удивительному событию, которое ждут миллионы людей, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин на торжественном мероприятии по запуску часов обратного отчета времени до начала чемпионата, которое прошло на Манежной площади. — Создаваемая спортивная, транспортная и социальная инфраструктура будет потом служить Москве долгие годы.
К Чемпионату мира по футболу в российской столице появится новая удобная система навигации с указателями на английском и русском языках. При этом будут созданы новые пригородные железнодорожные линии, которые свяжут Москву с аэропортами Домодедово, Внуково, Шереметьево. Для удобства гостей и спортсменов в столице появятся реконструированные дорожные развязки, новые станции метро и маршруты наземного транспорта, гостиницы, медицинские учреждения и многое другое. «Эти проекты хорошо вписываются в развитие города, в те задачи, которые стоят в перспективе по развитию инфраструктуры столицы», — подчеркнул Собянин.

«Лужники»: стадион будущего
Основные усилия, что вполне естественно, направлены на возведение главного стадиона страны — в «Лужниках» запланированы церемония и матч открытия Чемпионата мира по футболу 2018 года, один из полуфиналов и финал мирового турнира. Управляющей компанией по реконструкции Большой спортивной арены является АО «Мосинжпроект».
До 2018 года в «Лужники» будет вложено 22 млрд рублей. Деньги на реконструкцию выделены из городского бюджета без привлечения частных инвестиций. Окончание работ было запланировано на весну 2017 года, однако, по словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, работы по реконструкции главной футбольной арены страны уже выполнены более чем наполовину, то есть строительство ведется с опережением официальных сроков. Уже смонтирована плита-основание стадиона, и на 80% выполнен монтаж трибун. В настоящее время строители делают упор на прокладку инженерных сетей и электрики. На объекте ежесуточно работают более двух тысяч человек. Строительную часть работ планируют завершить до конца 2016 года.

— Сейчас опережение графика составляет полгода. Напомню, что первоначально у нас был срок строительства четыре года, но после того как начались колебания курсов валют и повысилась стоимость материалов, мы приняли решение сократить сроки строительства, — говорит глава столичного Стройкомплекса. — До конца текущего года мы закончим возведение основных конструкций трибун стадиона и монтаж инженерных систем.
После завершения реконструкции «Лужники» сохранят исторический фасад, стены которого помнят знаменательные матчи и великие победы «Спартака», ЦСКА, «Локомотива», сборной команды СССР и России. Стадион оборудуют новейшими системами обогрева трибун, что позволит проводить в «Лужниках» матчи круглый год. Среди ноу-хау на стадионе — натуральное травяное покрытие поля и уникальная система принудительной вентиляции, позволяющая футболистам играть и тренироваться в любую погоду. Система дренажа в «Лужниках» будет совмещена с новейшей технологией подпочвенной аэрации, которая выполняет две функции: выводит излишки воды с поверхности футбольного поля и распространяет воздух в корневую часть газона, обогащая кислородом. Таким образом, поле обновленной арены «Лужники» сохранит игровые характеристики даже зимой — его температура не опустится ниже 10-15 градусов.
Кровля стадиона полностью укроет трибуны от осадков и солнца. Арену оснастят уникальной системой безопасности, количество зрительских мест после реконструкции стадиона увеличится с 78 тысяч до 81 тысячи, трибуны будут максимально приближены к игровому полю. Новая логистика и увеличенное количество выходов на стадионе «Лужники» позволит болельщикам быстро покинуть арену после матча, а не ждать часами, как это было раньше. По словам Марата Хуснуллина, расчетное время на выход составит около 15 минут. «После завершения всех работ в «Лужниках» будет 16 основных и 6 вспомогательных выходов. Более того, логистика новой арены позволит развести потоки болельщиков, и они смогут без задержек покинуть стадион», — подчеркивает он. Кроме того, в «Лужниках» смонтируют широкие удобные лестницы и трибуны, приспособленные для маломобильных граждан.
Министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что после реконструкции стадион «Лужники» станет многофункциональным спортивным центром. Так, например, арена сможет принимать легкоатлетические соревнования. В 2016 году стадион будет представлять собой современное спортивное сооружение. Наклон трибун относительно поля сделают круче, что улучшит возможность просмотра. Представители прессы смогут работать в более комфортных условиях. Проект предполагает возможность разбирать нижние трибуны для того, чтобы на их место уложить беговые дорожки, что позволит проводить соревнования по легкой атлетике на стадионе.
На кровле стадиона смонтируют огромный медиаэкран площадью 39 тыс. кв.м, на котором во время спортивных матчей будет транслироваться игровой счет, флаги команд-участниц соревнований и другая необходимая информация. Медиакровля также будет выполнять роль одного из элементов архитектурной подсветки футбольной арены. Медиакровля сможет работать в условиях повышенных и пониженных температур российского климата (от -30 до +50 градусов Цельсия).

«Спартак»: инфраструктурный центр
Второй стадион Москвы, на котором пройдут матчи мирового первенства, — это стадион «Спартак» («Открытие Арена»), уже открытый в конце августа прошлого года. Как сообщил на открытии стадиона Сергей Собянин, «Спартак» стал первым футбольным стадионом в России, отвечающим всем требованиям Международной федерации футбола. На стадионе «Спартак», помимо матчей ЧМ-2018, предполагается также проведение Кубка конфедераций по футболу 2017 года.
Проект стадиона разрабатывался американскими архитекторами из AECOM, дизайном занимались английские специалисты из компании Dexter Moren. Площадь стадиона составляет 54 тыс. кв.м. Арена состоит из четырех трибун, вмещающих 42 тысячи зрителей, но в ней предусмотрена возможность увеличить вместимость до 46 тысяч — таково требование ФИФА к проведению игр ЧМ. Отличительная особенность стадиона — максимально близко расположенные к полю трибуны, позволяющие наблюдать за всеми, даже незначительными, перипетиями игры. Фасад стадиона обрамляют стеклянные мини-блоки, дополненные световой системой, отвечающей за демонстрацию различных изображений.

Проект «Спартака» — удачный пример того, как вместе со спортивным объектом была решена и инфраструктурная задача. Одновременно с возведением крупнейшего на сегодняшний день специализированного футбольного стадиона началось и строительство дорожно-транспортной инфраструктуры вокруг него. В конце 2014 года между действующими станциями метро «Щукинская» и «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии открылась станция «Спартак» — она была построена на основе законсервированной в 1975 году станции. В конце сентября текущего года введена в эксплуатацию эстакада в районе стадиона, которая обеспечила бессветофорный проезд по Волоколамскому шоссе и съезд к станциям «Тушинская» и «Спартак».
По словам Марата Хуснуллина, впервые за последние 40 лет с момента закладки станции метро у Тушинского поля появилась новая функция и прекрасные перспективы. «Новая набережная Москвы-реки, благоустроенная пешеходная зона, отели и спортивные объекты придут на смену заброшенному аэродрому. Уже сейчас можно точно сказать: бывший аэродром «Тушино» станет одним из крупнейших спортивных кластеров Москвы», — подчеркивает заммэра. В перспективе у станции метро «Спартак» появится транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который будет играть важную роль в транспортной инфраструктуре всего Северо-Западного округа, поскольку возьмет на себя значительную часть пассажиропотока от транспортного узла у метро «Тушинская». ТПУ «Спартак» обеспечит пересадку на метро пассажиров наземного транспорта и владельцев личных автомобилей, въезжающих в Москву по Волоколамскому шоссе. А уже сейчас парковочные места у стадиона в дни, свободные от проведения массовых мероприятий, планируется использовать как перехватывающую парковку. «В перспективе это будет около 7,5 тысячи парковочных мест, что позволит принимать часть пассажиров с Волоколамки на станцию "Спартак" и разгрузить явно перегруженную станцию "Тушино"», — отмечает Собянин. По его словам, это создаст более комфортные условия для того, чтобы добираться до города со стороны области.

Москва — столица спорта
К Чемпионату мира по футболу кроме реконструкции «Лужников» и строительства «Спартака» в Москве будет возведено еще более 30 спортивных объектов. К концу 2015 года за счет бюджета города построено и введено в эксплуатацию 18 спортивных объектов, из них: 13 физкультурно-оздоровительных комплексов, молодежно-подростковый культурно-оздоровительный многопрофильный центр с регбийным стадионом, крытый каток, стадион школы, спортивно-оздоровительный комплекс, пристройка спортивного зала к корпусу школы «Самбо-70».
В этом году планируется достроить 13 спортивных объектов общей площадью 148 тыс. кв.м, сообщил глава Департамента градостроительной политики Сергей Левкин. Футбольные поля, которые во время ЧМ будут использоваться для тренировки команд перед соревнованиями, после мундиаля станут обычными физкультурно-оздоровительными комплексами, которыми смогут воспользоваться люди, проживающие в близлежащих районах.
Так, в центре города должен открыться спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном и физкультурно-оздоровительным комплексом. На западе и юге Москвы инвесторы уже ввели в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс, входящий в жилой комплекс на Мосфильмовской улице, и Ледовый дворец в составе «Парка Легенд», где пройдет ЧМ по хоккею 2016 года. 
В разных районах Москвы завершаются работы над спортивными объектами. На Ярославском шоссе запланирован к вводу в четвертом квартале 2015 года легкоатлетический манеж со спортивным ядром. В деревне Сосенки достраивают спортивно-оздоровительный центр с офисными помещениями. Кроме того, для подготовки команд к играм Чемпионата мира будет возведен многофункциональный спортивный комплекс «Истра» на Сельскохозяйственной улице и тренировочное поле на стадионе «Ангстрем» в Зеленограде.

От футбола к туризму
В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу-2018 большое внимание уделяется не только спортивным объектам, но и социальной, дорожной и туристической инфраструктуре.
На строительство и ремонт медицинских учреждений выделено более 24 млрд рублей. В частности, на Земляном Валу построят Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, спортивной и восстановительной медицины. Также будут проведены работы по строительству городской клинической больницы №1 им. Пирогова, Морозовской детской городской клинической больницы и городской клинической больницы №31. Наконец, планируется осуществить ремонт Боткинской больницы. Все эти учреждения смогут оказывать медицинскую помощь во время проведения ЧМ.

Власти Москвы потратят 12,1 млрд рублей на строительство дополнительной инфраструктуры, которая необходима для проведения Чемпионата мира. В частности, деньги пойдут на возведение кассовых павильонов, пунктов входного контроля, сервисных центров, а также на создание единой системы навигации. 7,5 млрд рублей потратят на подготовку инфраструктуры связи и информационных технологий. Почти 5 млрд рублей из этой суммы пойдут на строительство Международного вещательного центра-1. 1,6 млрд рублей — на возведение Международного вещательного центра-2. Остальные деньги — на обеспечение функциональности этих центров.
Как сообщил председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, к чемпионату построят около 60 гостиниц трех, четырех, пяти звезд, что обеспечит порядка 13 тыс. мест. Часть гостиниц планируется расположить в составе транспортно-пересадочных узлов, на что будет отведено порядка 500 тыс. кв.м площадей.
Помимо гостиниц к ЧМ рядом со стадионом «Спартак» появится «футбольная деревня», другими словами — бюджетные апартаменты. Не все гости и туристы во время проведения мирового футбольного первенства готовы будут тратить большие деньги на проживание в дорогих отелях и гостиницах. Именно по этой причине принято решение построить бюджетный вариант апартаментов в непосредственной близости от футбольного стадиона. После проведения ЧМ-2018 «футбольная деревня», которая рассчитана на 10-15 тысяч человек, пойдет под обычное жилье.

Городская электричка против пробок
Важным инфраструктурным проектом в рамках подготовки к футбольным играм стал проект интеграции Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское движение. Открытие движения запланировано на осень 2016 года.
Попытки использовать МКЖД для пассажирского движения предпринимались неоднократно, но каждый раз препятствием становилось отсутствие электрификации. И лишь с приходом на пост мэра Сергея Собянина началась реальная реконструкция кольца.
Путешествие по МКЖД будет комфортным: электрички решено закупить принципиально новые — с климат-контролем, трехдверные или с двумя входами, но более широкими, чем обычно. По функциям они должны быть похожи на вагоны метро, только с учетом того, что ездить им предстоит не под землей, а по земле. Подсчитано, что всего потребуется 196 вагонов. По сути, МКЖД станет третьим кольцом метро (одно кольцо в подземке уже работает, второе — строится): у них даже билет сделают единым, и плата за пересадку списываться не будет. Интервал движения поездов на МКЖД планируется максимально приблизить к метрополитеновскому, чтобы составы «наземного метро» ходили каждые 5 минут.
Малое кольцо Московской железной дороги превратится в новый и удобный пересадочный контур. Движение интегрируют со столичной подземкой и пригородными железными дорогами. В результате город получит «наземное метро» протяженностью 54 километра с 31 остановочным пунктом. Большинство станций будет работать как транспортно-пересадочные узлы: запланировано 12 пересадок на станции столичной подземки и 8 — на радиальные направления железной дороги. Станут доступными и пересадки на общественный и личный автотранспорт в местах пересечения МКЖД с существующими и будущими автомобильными магистралями — Северо-Восточной и Северо-Западной хордами. Для удобства горожан создаются переходы и путепроводы на обновляемой окружной. По расчетам специалистов, новый общественный транспорт Москвы к 2020-2025 годам сможет перевозить 300 млн пассажиров в год. Это примерно столько же, сколько пассажиров сегодня перевозят в год пригородные электрички.

***
Эксперты утверждают: подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу окажется мощным стимулом для экономического роста и развития столицы и всех городов-участников. Точный экономический эффект не берется подсчитать никто, однако известно, что во время Евро-2012 туристы потратили в Польше и Украине порядка миллиарда евро, а во время ЧМ по футболу в Бразилии первенство посетили около миллиона иностранных туристов и 3 млн бразильцев. По приблизительным оценкам, только за счет подготовки и проведения Чемпионата ВВП может увеличиться на 0,5-3%, а прирост рабочих мест составить от нескольких сот тысяч до миллиона и более. Экономисты также говорят о том, что эффект состоит не только в единовременной прибыли от мероприятия — в страны-хозяйки подобных международных мероприятий увеличивается поток прямых инвестиций, вносящих долгосрочный вклад в экономику.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марс Газизуллин: «Парк «Зарядь...
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин — о ходе строительст...
 
Строительство метрополитена
Программа развития подземки предусматривает увеличение ее протяженности в п...
 
Москва спортивная
Москва является одним из признанных центров спорта не только в Европе, но и...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”