09.12.2015  

Новости строительной науки и техники


► ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» совместно с НПП «Томская электронная компания» проведен обзор перспектив развития рельсового производства в РФ, показавший:
• на Новокузнецком металлургическом комбинате проводится полная реконструкция рельсового производства, включающая замену рельсопрокатного оборудования, роликоплавильных машин, технологического оборудования по термической обработке рельсов, введение линии неразрушающего визуального, ультразвукового и вихревого контроля. После реконструкции комбинат будет выпускать рельсы длиной 100 м, термически упрочненные дифференцированной закалкой сжатым воздухом;
• Нижнетагильский металлургический комбинат проводит работы по разработке и промышленному внедрению новой технологии дифференцированного термического упрочнения рельсов сжатым воздухом с контролируемой влажностью;
Челябинский металлургический комбинат осуществляет комплекс работ по строительству нового производства рельсов длиной 100 м. Рельсы будут упрочняться путем закалки головки в раствор полимера.


► В Московским государственном университете путей сообщения проведен анализ технико-экономических резервов и возможностей по оптимизации, экономии финансовых ресурсов, трудозатрат и сокращению сроков строительства объектов московского метрополитена путем внедрения конструктивно-технологических решений по строительству перегонных тоннелей японского метрополитена — в первую очередь путем применения «двухочковой» тоннельной обделки, сооружаемой методом Double-O-Tube (DOT) для строительства двухпутных тоннелей. По сравнению с двухпутным тоннелем, сооружаемым тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) большого диаметра, DOT-щиты имеют следующие преимущества:
Экономия на 1 пог.м тоннеля при применении DOT-щитов составит:
• на проходческих работах — 34,7 куб.м;
• на нагнетании тампонажного раствора — 5 куб.м;
• по объему железобетона для обделки — 7,5 куб.м;
• по объему путевого бетона — 4,5 куб.м.
Таким образом, экономия на 1 пог.м двухпутного перегонного тоннеля составит порядка 0,22 млн.руб./пог.м, или 15-20% от стоимости перегонного тоннеля.
Экономия электроэнергии.
Меньшее воздействие на сложившуюся природно-техногенную среду.
Применение DOT-щитов, при той же глубине заложения шелыги свода, позволяет уменьшить глубину станционного котлована за счет меньшего диаметра тоннеля, что, в свою очередь, позволит получить экономию на несущих ограждающих конструкциях станционного комплекса, длине эскалаторного хода, конструкциях эскалаторов, системе вентиляции и проч.
DOT-щит более маневреннен и обеспечивает радиус поворота 135 м.
Конструкция DOT-щита позволяет применять различный режущий инструмент для каждого забоя.


► Компанией InterCAD рассмотрен опыт применения BIM-технологий при проектировании станции метро «Лауттасаари» на линии метро Хельсинки — Эспоо (Финляндия), позволивший сделать заключение о том, что программные продукты на базе BIM-технологий позволяют решать любые конструкторские задачи при проектировании метрополитенов.


► Тоннельной ассоциацией России совместно с Горным институтом НИТУ МИСИС проведены исследования силовых и объемных параметров гидропригруза забоя: усилий отпора грунта и разности расходов потоков бентонитовой суспензии в трубах. Исследования зависимостей минимальных значений подачи роторного пригруза от средних значений давления гидропригруза позволили уточить показатели коэффициента превышения пригруза. Получена обратная линейная зависимость извлекаемого за цикл объема грунта V от давления бентонитового пригруза Р по центру щита. Увеличение давления З на 0,1 бар уменьшает извлекаемый объем грунта V на 1,4 куб.м за цикл. Также сформулированы рекомендации по совершенствованию контроля гидропригруза, включающие в себя расчет и вывод на монитор ТПМК усредненных за цикл значений коэффициента превышения давления гидропригруза, а также величины извлекаемого объема грунта.


► Институтом динамики геосфер РАН совместно с ООО «СМУ-5 Мосметростроя» и ЗАО «Орика СиАйЭс» проведены натурные исследования сейсмического действия БВР (буровзрывных работ) при проходке горных выработок метрополитена с электрической и электронной системой инициирования, показаны недостатки технологии короткозамедленного взрывания с применением электродетонаторов и преимущества электронной системы инициирования, позволяющей реализовывать пошпуровое взрывание с минимально возможным сейсмическим воздействием.


► При расширении тоннеля Наццано на автостраде А1 в районе Рима (Италия) впервые были применены технические решения по увеличению сечения действующего автодорожного тоннеля без остановки движения. Безопасность участников движения обеспечивается специальной защитной конструкцией, физически отделяющей зону строительных работ от движущегося автотранспорта. Была разработана конструкция щита защиты движения, передвигающегося по сборным железобетонным направляющим. Конструкция обеспечивала движение по двум полосам шириной 3,5 м для грузовых автомашин и обгонной шириной 3 м для легковых автомобилей.
Интересна конструкция проходческого агрегата, разрабатывающего грунт, торкретирующего щелевой вруб и монтирующего обделку и представляющего собой металлическую конструкцию в виде двойной арки. Разработка грунта (песчаный грунт) велась цепной пилой, не только разрабатывающей грунт и удаляющей его из вруба с одновременным торкретированием щели, что позволяло создать опережающую крепь. После удаления грунта монтировались блоки сборной обделки. Скорость проходки при расширении двух тоннелей составляла 0,75-0,90 м/день. Оптимизация технологии и доработка конструктивных решений проходческого агрегата позволили применить его при расширении тоннеля Монтедомини в рамках реконструкции третьей полосы и добавления аварийной полосы.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Научно-техническое сопровожден...
В статье рассматриваются вопросы организации на постоянной основе научно-те...
 
 

ПОДПИСАТЬСЯ

Получайте последние новости и обновления от журнала “Инженерные сооружения”